Работу над романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков продолжал-на протяжении почти двенадцати лет— с 1928 г. до самой смерти автора. В первой версии романа еще не было ни истории Мастера и Маргариты, ни библейских глав —того, что возвышает этот роман над прочими творениями Булгакова. Автор романа много раз менял название произведения, появлялись и исчезали герои, идеи, мотивы. Писатель затронул в своем романе социальные и вечные темы, а одним из главных мотивов, появившихся лишь в поздних редакциях романа, стал мотив прощения, появившийся с героями, способными прощать и быть прощенными.

Прощение — понятие и христианское, и общечеловеческое. Тема прощения затрагивалась во многих произведениях русской литературы, но именно у Булгакова она стала основой его романа, его фундаментом.

На протяжении романа этот мотив возникает неоднократно: прощен сборщик податей Левий Матвей, взятый в ученики Иешуа, прощена Фрида, которой каждый день подносили платок удушенного ею ребенка, Понтий Пилат, прегрешение которого очень и очень велико, заслужили покой, а значит прощены Мастер и Маргарита. Мотив прощения —один из основных в романе, и, чтобы лучше понять его значения нужно остановиться на каждом герое в отдельности.

До встречи с Иешуа Левий Матвей был сборщиком податей и, как следует из романа, человеком жадным, не имевшим семьи и привязанностей, резким и вспыльчивым. Изначально бродячий философ вызвал у Левия Матвея неприязнь, он даже оскорбил его, назвав собакой: «...он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой...».

Но все же именно встреча.с Иешуа меняет всю его жизнь, искренняя вера этого человека заставляет сборщика податей бросить свои деньги на землю и следовать за Иешуа, отказавшись от всего, что у него было до этого. Пилат не может этому поверить: «О, город ЕршаЛаим. Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на доро.гу!»
На первый взгляд, прощает Левия именно Иешуа, позволяет ему следовать за собой, хотя и видит, что его ученик еще очень мало понимает из того, что он говорит: «...ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал». На самом деле Иешуа не видит в людях греха вообще, для него все абсолютно чистые, все добрые. «Злых людей на свете нет, — говорит Иешуа Пилату, — есть несчастные».

Левий Матвей прощает сам себе, но только тогда, когда оказывается способен понять свои грехи и осознать неправильность своих поступков. Иешуа лишь исцеляет его душу, заставляет проснуться совесть. То, что делает с людьми и Воланд — отнюдь не добрыми словами и милосердием.

Другая героиня, заслужившая прощение, Фрида.
Она — проклятая женщина, задушившая своего ребенка, мучается уже очень давно. «Дело в том, что когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На она говорила, что ей нечем кормить ребенка».

Избавления для нее, казалось бы, нет, но вмешивается случай, а может быть, Провидение, и Маргарита на балу обещает Фриде помощь, которую и оказывает при первом же представившемся случае «Маргарита вздохнула еще раз и сказала:— Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот плі которым она удушила своего ребенка». В этом отрывке Маргарита выказывает свое поистине милосердие. Фрида получает прощение высших сил, но неизвестно, простит ли она себя от нибудь.

Одной из центральных фигур романа является Понтий Пилат, прокуратор иудейский. В наш романа он уже мучается от одиночества, от постоянных головных болей, он неудовлетворен жизнью. Иешуа сразу же увидел это: «...у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единствен по-видимому, существо, к которому ты привязан...»

Только бродячий философ способен изменить его жизнь, помочь ему так же, как помог Левию, но Пилат оказывается неспособен избавиться от страха, он отправляет Иешуа на казнь, и ст§ пор вынужден мучаться своим поступком бесконечно. «Около двух тысяч лет сидит он на этой полке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница... более всего ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу».

Иешуа прощает его: «...за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать», но к прощению долог — осуществляет его Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя».
Пилат встречается, наконец, с Иешуа, и вместе они идут по лунной дороге. «Прямо к этому протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога...»

Возможно, все, что произошло в Москве, вся жизнь Мастера и Маргариты была направлена на то, что бы Пилат наконец-то был освобожден.

Но и за главными героями романа была вина. Мастер отступил от своей цели, сдался без бор: и сжег рукопись, Маргарита ради возлюбленного пошла на сделку с дьяволом и стала ведьмой, однако, пройдя через все испытания, они были прощены и получили покой: «Он прочитал сочинение и просит тебя, чтобы ты... наградил его покоем... Он просит, чтобы ту, которая любила и ст( из-за него, вы взяли бы тоже...», «...то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас, за вас, — еще лучше».

На страницах романа мотив прощения возникает не раз, но каждый раз прощение влечет за собой разные последствия и полностью меняет жизнь всех персонажей: и Левия, и Фриды, и Мастера, и Maргариты, и Понтия Пилата.

Похожие сочинения

  1. Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите»
    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...смотреть целиком
  2. Почему роман «Мастер и Маргарита» назван именно так
    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...смотреть целиком
  3. Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают...смотреть целиком
  4. Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Фантастика в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается с реальностью. Она необходима для более глубокого проникновения в суть явлений и выявления их глубинного содержания. Несмотря на то что роман воспринимался современниками как явление...смотреть целиком
  5. Образ Мастера
    Мастер это человек высокообразованный, по профессии бывший историк. Мастер выигрывает крупную сумму, бросает работу и начинается заниматься тем, о чём мечтал: пишет роман о Понтии Пилате. Его роман вызвал критику официальных литературных властей, из-за...смотреть целиком
  6. Характеристика образа Воланда
    Воланд — персонаж, воплощающий бесконечный и непостижимый универсум в единстве нерасторжимых противоположностей, пребывающий «по ту сторону добра и зла» и предпочитающий справедливость милосердию. Ср. монументальный истинный «облик» В., принимаемый им...смотреть целиком
  7. Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. А. Ахматова "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова роман философский, в котором не только затронуты многие веҹные вопросы: о жизни и смерти, смысле ҹеловеҹеского...смотреть целиком