Страница: [ 1 ]  2  

Маргарита, став частью темной силы, стала рушит дело рук человеческих, разбивая стекла, но трагично, что вторит ей в этом человек. Швейцар "точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей". Остановить Маргариту смог лишь испуганный мальчик, согласившийся на то, чтобы ему снилась Маргарита. Увидев беспомощного, Маргарита постаралась "смягчить свой осипший преступный голос", то есть для нее сохранились гуманистические ценности, и она способна осознавать и понимать все, что она делает, будь это разрушение или созидание. Но мир больше не интересует Маргариту, ведь за свое разрушение ему уже частично воздано. Покинув мир людей, Маргарита вошла в мир Луны, и хотя внизу вновь появились огни города, более Маргарита не захотела оказаться в мире разрушенной жизни.

Скорее всего, автору мир видится таким же лишенным гармониии созидания, достойным кары, поэтому и появляется речь Маргариты в пересказе повествователя, и внутренний монолог, соединяющие в одно мысли, чувства и Маргариты, и автора. До встречи Маргариты с Воландом мы услышим еще несколько реплик Маргариты это будут пронзительные крики, произнесенные "с достоинством", "непечатное ругательство", сопровождаемые свистом и смехом. Но при этом будет исчезать внутренняя речь. Если в начале " Маргарита летела и думала ...", то кончает она тем, что "понеслась в Москву". Своебразный ритуал превращения в ведьму закончился. Изменилась не только внешность Маргариты, но и речь: внутренний монолог почти исчезает. Изменилась и внешняя речь, которая вначале была плавной, а позже стала резкой. Уже по дороге в Москву Маргарита "догадывалась, к кому... в гости ее везут," но при всех ее размышлениях это уже не мысли, ведь Маргарита лишь констатирует факты, не обдумывая их.

И даже попадая в квартиру N 50, Маргарита в начале тоже лишь отмечает тьму, ступени,огонь, необъятность зала. И даже та внутренняя мысль выглядит как внешняя речь, быть может потому, что Коровьев даст ответ на вопрос который сама себе задала Маргарита, а может быть и потому, что в квартире этой, где царят эти темные силы нет и не может быть своих личных, тайных мыслей, здесь царит ясность. И вот уже почти исчезла внутренняя речь, а внешняя теперь все больше и больше напоминает речь уверенного в себе человека. Речь вновь становится четкой, но при том оживает и сердце: "под сердцем у нее было холодно, надежда на счастье кружила...голову". И во время этого разговора единственной реакцией на все будет реакция сердца, ведь мысли в этой квартире читают все, а вот чувства это то, что всегда будет с Маргаритой. Ее фразы становятся вновь короткими, как и тогда, когда в душе ее была ясность, были покой и вера. И вновь появляется шепот это уже что-то среднее между испугом и удивлением.



К Маргарите возвращаются чувства: волнение, страх. Автору необходимо сказать, что покой Маргарита обретает только в квартире N 50, но это не связано с "испорченностью" Маргариты, это говорит об искревленном мире, где разрушающее начало дьявола не самое страшное, ведь самые страшные обычные люди. И вот встреча с "князем тьмы". И вновь Маргарита очень наблюдательна, ее глазами мы видим квартиру. И еще до начала разговора Маргарита обращается к своим мыслям, которые оформлены, как внешняя речь. Одна из первых фраз Маргариты подсказана ей Коровьевым, и произносит она ее по частям. "Ни в коем случае...начала Маргарита". " Ни в коем случае, мессир, справившись с собой, тихо, но ясно, ответила Маргарита и, улыбнувшись, добавила: я умоляю вас не прерывать партии. Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если б имели возможность ее напечатать. Уже в этой фразе мы видим собранную, спокойную Маргариту. Она умна, ведь шахматы игра властелинов мира, и попросив Воланда не прерывать партию, Маргарита высказала свое отношение к Воланду, свое понимание его роли в мире. И дальше Маргарита будет интересоваться шахматами, которые окажутся почти равными жизни. "Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигуры были живые ". И дальше Маргарита будет говорить тихо, но это не от ощущения своей незначительности или величия Воланда, а скорее от понимания ненужности суеты, волнений в мире Сатаны. Но вот в ее речи появляются и эмоции: "Ах, может ли это быть!", "О да, я никогда не видела такой вещицы." Пробудившиеся мысли вновь вызывают мысли-констатации того, что она видит.Разглядывая глобус, Маргарита видит жизнь, но жизнь эту не обдумывает, а лишь пробегает по ней глазами. И вот уже в ней просыпается любопытство, ей интересны возможности темных сил. Всплеск эмоций вызывает у Маргариты видение из ее прежней жизни это Наташа и Николай Иванович. Первую встречу Маргариты с Воландом автор показывает глазами Маргариты. Ей, умной, способной чувствовать, он доверяет показать и увидеть мир темных сил. Автору важно показать неглубину мира Сатаны, поэтому и исчезает внутренний монолог, Маргарита лишь видит что-то и фиксирует. В этом же темном мире беднеет и внешняя речь почти исчезают эмоции, есть лишь покой. В речевой характеристике отражается не только сама Маргарита, но тот мир, с которым она сталкивается. Сцена Великого бала у Сатаны. Мы видим ее глазами Маргариты. В этом эпизоде Маргарита вновь лишь констатирует увиденное, не анализируя его. Перед Маргаритой проходят все миры, вся история, и не анализируя все события, Маргарита принимает все за данность, за то, что невозможно изменить, но можно познать. Быть может таким же было и авторское отношение, ведь многие его мысли и идеи были доверены Маргарите. Во внешней речи Маргариты тоже происходят изменения, хотя есть и продолжение старых тенденций, а именно, Маргарита повторяет некоторые фразы, нашептанные ей Бегемотом или Коровьевым

"Крикните ему: "Приветствую вас, король вальсов!". Маргарита крикнула это... " По новому и слышит себя Маргарита: она " подивилась тому, что ее голос, полный как колокол, покрыл вой оркестра. Человек от счастья вздрогнул...". На этом балу Маргарита осознает свое величие, ведь она способна подарить счастье такому человеку как Иоганн Штраус, да и на балу, по словам Коровьева, без внимания Маргариты гости "захирели", а позже Фриде Маргарита подарит покой. В начале Маргарите интересны и удивительны гости, поэтому она задает вопросы, хотя и "машинально". Но чем дальше, тем меньше остается сил у Маргариты, тем больше усталость, поэтому и становятся короткими фразы, меняется голос. " Да, глухо ответила Маргарита". Речь и действия Маргариты на балу часто механические, она все время " поднимает руки ", " однообразно скалясь, улыбалась гостям." В шуме бала Маргарита слышит и музыку. Говорит же на балу Маргарита только с Фридой, той, которая как и она, лишена покоя. И будучи королевой дарует этот покой. Быть может, это предсказание будущего покоя самой Маргариты ?

Но вот приходит усталость, и бал оборачивается для Маргариты мукой, из всех чувств остается лишь страдание. Но церемония встречи гостей закончилась. Маргарита плачет " от боли в руке и ноге". Эти слезы символичны, ведь причиной их стало прошлое. Но есть и вторая половина бала, где появляется утешенная Маргарита, ожившая от "кровавого душа". И вновь Маргарита облетает залы, видя все вновь, все замечая и ничему не удивляясь. Память выдает лишь одно слово " Фрида", после чего Маргарита чувствует, что у нее "начала кружиться голова". Все ощущения Маргариты выглядят как воспоминания и стоят в прошедшем времени, кроме того, в памяти сохранилось не все. И вновь " силы Маргариты стали иссякать ". И в конце бала к Маргарите возвращаются чувства она " содрогнулась ", увидев голову Берлиоза, замерла, увидев Барона Майгеля и, появление этого человека, бывшего в ее прежней московской жизни вновь вызывает мысль, оформленную как внешняя речь.

Последующие события выглядят как сон; Маргарита теперь только видит и слышит, великая усталость побеждает, очнется же Маргарита, лишь входя в "приоткрытую дверь" ювелиршиной гостиной.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....смотреть целиком
  2. Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли,...смотреть целиком
  3. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
    Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры. Его определяют...смотреть целиком
  4. Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова (1)
    «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (1) Сатира занимает в творчестве М. Булгакова значительное место. Блестящие фельетоны, повести, пьесы продолжают гоголевскую традицию в русской литературе, развивают ее на новом материале. Сатирическое изображение современной...смотреть целиком
  5. Понтий Пилат и Иешуа на «лунной дороге»
    Считается, что по снам можно предсказывать будущее, что снится, то сбудется. Но я придерживаюсь противоположной точки зрения. Многие психологи считают, что сны - отголоски прошлого. Вот и Понтий Пилат во сне идет и разговаривает со спасенным Иешуа. Все...смотреть целиком
  6. Евангельский и демонический миры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Немного найдется в русской литературе романов, которые вызывали бы столько споров, сколько вызвал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Литературоведы, историки и просто читатели не перестают рассуждать о прототипах его героев, книжных и иных источниках...смотреть целиком
  7. Что в мире и человеке открыл мне роман «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Михаил Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни - роман «Мастер и Маргарита» - принес писателю мировую славу. В романе...смотреть целиком