Смерть и Время царят на земле, —
Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.
Вл. Соловьев

Роман «Мастер и Маргарита» —одно из самых ярких произведений М. А. Булгакова. Произведение стало его «лебединой песней», и он вложил в него, по словам К. Симонова, «всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности».
Многих вопросов коснулся писатель в своем романе, но одной из важнейших тем является, несомненно, тема любви. Не с первых строк Булгаков раскрывает нам великую любовь, он как бы готовит нас к этому. Все предшествующие события служат фоном для дальнейшего повествования.
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» с таких слов писатель начинает повествование второй части своего правдивого романа, а именно девятнадцатую главу, посвященную Маргарите.
Аналогии с образом этой женщины, наверное, представляют наибольший интерес для размышлений о природе любви.
Булгаков говорит о ее уме и красоте, о том, что она замужем за богатым человеком и может ни в чей себе не отказывать. Но все это неважно, главное — она несчастлива: «Маргарита Николаевна не нуля далась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья». Она была несчастна, потому что не было в жизни Маргариты любви, и ни какое богатство не мало заменить ее. И так бы и жила она, если бы однажды не произошла ее роковая встреча с Мастером, встреча, предопределившая все и подарившая им любовь.
На каждой чаше весов человеческого бытия — любовь: любовь-страсть и любовь-сострадание. От любви-страсти к любви-состраданию человек идет через искушение, но не каждому удается пробиться сквозь тернии собственных желаний и нагромождаемой лжи, и многие несчастные устремляются не к воспитанию чувств, а к самоистреблению.
Любовь может быть разной, у нее много граней. Она может быть жертвенной, может быть порочной, романтической, трагической, может быть какой угодно, но от этого ее вечная суть не изменится! О такой любви и написал Булгаков, которая не знает времени и расстояний: «...любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя...»



Как велика любовь прекрасной Маргариты: в ней и страсть, и честолюбие, и нетерпение, и нежность— «она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером».
Любовь вошла в жизнь Мастера и Маргариты неожиданно, молниеносно: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Эта чудная любовь вмещала в себя мучительную тоску о Мастере и неугасимую ненависть к его читателям, надежду и веру в будущее соединение. И только ложь Маргариты придавала вину ее любви привкус горечи. У нее не хватило сил поддержать возлюбленного, она чувствовала себя такой разбитой, так была измучена собственной болью и его страданием, что сама нуждалась в утешении и покое, я Ведь «...тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
Предчувствие говорило Маргарите, что Мастер вновь предстанет перед ней, единственный и желанный. Какая сила совершит это чудо соединения — благая или дьявольская — ей было все равно. Она была готова ко всему.
Невероятной силой своей любви Маргарита извлекает Мастера из тьмы, скрывающей его от всех — и любящих, и ненавидящих, из спасительной для него палаты дома скорби, в котором божественным провидением защищен он от адских сил. Именно за роман покарает сатана Мастера. Дьявол искушает писателя, но тот не доверяет ему своей души.
Маргарита оставила Мастера в самую страшную ночь его жизни, ушла, заклиная его «не бояться ничего», ушла потому, что «ее ждут, что она покоряется необходимости, что придет завтра». «Да, да, да, такая же самая ошибка! — говорила Маргарита зимою, сидя у печки и глядя в огонь, — зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно».
Но проступок Маргариты прощается ей за то, что в собственном горе и отчаянии просит она не за себя и не для себя, — просит за несчастную Фриду, вызывая неудовольствие Воланда: «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка». Милосердие не по его ведомству, и он никого не может спасти: «Я о милосердии говорю, — объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. — Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки».
Любовь и милосердие, всепрощение идут рука об руку. Одно порождает другое. Перед ними преклонился и отступил Воланд, за них наградил главных героев покоем Иешуа. Прощены Понтий Пилат и Левий Матвей, Мастер и Маргарита, прощена Фрида, прощены те, кто был в свите Воланда. И все это благодаря любви.
Благородная душа Маргариты деятельно сострадает скорбящим (Мастеру, Фриде, Пилату, Левию Матвею) — искушение преодолено, она спасена, и с нею вместе те, за кого сердце Марго заступилось. Дьявольские силы вдруг теряют власть над душами Мастера и Маргариты: покой их будет выкуплен заступничеством Иешуа, а прозрение — свет они еще заслужат своей любовью — той, которая «долго терпит, милосердствует...не гордится...не ищет своего...не мыслит зла...всему верит...все переносит».
К такой святой и вечной любви вел Булгаков своих героев и к ней звал читателя.