1. Место романа в творчестве писателя.
2. Образ Понтия Пилата.
3. Преступление и муки совести.
4. Образ Мастера.
5. Воздаяние.
Трусость — мать жестокости.
М. де Монтень
Роман «Мастер и Маргарита» стал венцом творчества М. А. Булгакова. Это произведение дошло до читателей много лет спустя после смерти автора. Его можно с полным правом назвать уникальным произведением. Писатель сначала задумывал роман как апокрифическое «евангелие от дьявола». Но с годами замысел стал более сложным. В романе сочетаются сложнейшие философские и религиозные вопросы, а также фантастические и сатирические мотивы. Особого внимания заслуживает проблема нравственного выбора героев, тема ответственности за свои поступки.
В романе эта тема раскрывается благодаря Понтию Пилату и Мастеру. Эти люди достойны обвинения в трусости. Но может ли быть обвинен в трусости «жестокий пятый прокуратор Иудеи» Понтий Пилат? Ведь когда-то он отважно бросался в атаку, за ним шла вся конница... Да, этого нельзя отрицать. Но насколько изменился Понтий Пилат, когда стал прокуратором Иудеи. Теперь он облечен властью. Казалось бы, он должен быть мудрым и смелым. Но страхи и сомнения довлеют над ним. Когда перед Понтием Пилатом оказался бродячий философ, прокуратор сразу же начинает думать о «законе об оскорблении величества». И представляет человека с «запавшим беззубым ртом», язвой на лбу и золотым венцом на
Понтий Пилат боится гнева императора. Именно поэтому он не хочет спасти бродячего философа. Гибель невинного человека не кажется прокуратору Иудеи таким уж страшным преступлением. Намного страшнее ему кажется навлечь на себя гнев императора. Что это, если не трусость? Каждый несет ответственность за свои поступки. Понтий Пилат не исключение. Но нельзя обмануть свою совесть. И после смерти Иешуа Понтий Пилат пытается загладить свою вину. Он посылает убийц к доносчику, который стал причиной гибели бродячего философа. Это опять показывает, что для Понтия Пилата ничего не значит чужая жизнь. Разве смерть доносчика сможет искупить вину самого Понтия Пилата? Нет, прокуратору не будет от этого легче. Он просто предпринимает в своих глазах попытку оправдаться.
Можно ли назвать раскаяние прокуратора искренним? Или оно фальшивое, лицемерное? Хочется думать, что это не так. Понтий Пилат страдает от страшных головных болей. Только Иешуа мог ему помочь. Головная боль — это своего рода расплата. Не случайно голова перестает болеть, когда прокуратор понимает, что правильно разрешил ту или иную проблему.
После гибели Иешуа Понтий Пилат задумывается над тем, что должен был бы пожертвовать своей карьерой, чтобы спасти бродячего философа. Но сделать уже ничего нельзя. Трусость прокуратора оказалась главной причиной трагедии. Понтий Пилат идет против своей совести, совершает жестокий поступок, обрекая на гибель невинного человека.
Тема трусости так или иначе затрагивает и Мастера. Он создает удивительное произведение об Иисусе Христе и Понтии Пилате. Но, увы, религиозная тематика в обществе запрещена. И у Мастера не хватает сил, чтобы защитить, отстоять свое творение. По сути своей, мастеру не хватает смелости, он добровольно сдается, отправляется в сумасшедший дом, когда после ареста видит, что его квартира занята. Мастер повинен в грехе трусости. Он совершает предательство по отношению к себе самому, сжигает роман. Можно ли сравнить трусость мастера и Понтия Пилата. Ведь по существу оба этих человека больше всего боялись наказания со стороны власть имущих. Но что теряли эти люди? Ведь Понтий Пилат совсем не боится смерти, готов отравиться. Но в то же время одно упоминание об императоре вызывает у него сильнейший страх. Мастер боится не за себя, а за Маргариту, которую любит больше всего.
В финале романа раскаявшийся Понтий Пилат оказывается достойным света. А мастер вознагражден только покоем. Он не сожалеет о том, что сжег роман, не видит своего греха. И поэтому он оказывается недостоин рая.