Лишь четверть века тому назад широкий круг читателей получил возможность познакомиться с творческим наследием Михаила Булгакова. И вряд ли есть в настоящий момент человек, который бы не полюбил эти произведения. К тому же экранизации нескольких из них, таких как «Дни Турбиних», «Бег», «Собачье сердце», стали любимыми фильмами зрителей разного возраста. Произведения Михаила Булгакова пришли наконец в наши жилища.

Особенной популярностью пользуется последний роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который хотя некоторыми деталями и напоминает трагедию Й. В. Гете «Фауст», однако требует от читателя выхода из плоскости устоявшихся жизненных представлений и свидетельств. В течение первых двенадцати глав название романа остается для нас загадочной — ни Мастера, ни Маргариты на этих страницах нет, но своеобразное сатирическое изображение общества поражает уже из первых строк романа, когда Берлиоз и Иван Бездомный увидели иностранца (автор высмеивает зараженное шпиономанией общество) и оба готовы были его задержать. Возможно, что быстрая гибель Берлиоза и была расплатой за всегдашнюю готовность к доносу, который вел к аресту и гибели задержанного.

А как точно писатель отобразил эпоху репрессий, завуалировав ее под библейские времена. С каким сарказмом изображен прокуратор с кавалерийской поступью, к которому обращаться нужно было не иначе как игемон (не напоминает ли это слово о гегемоне революционной поры?).

Высокий мир евангельской легенды, который приобрел под пером писателя черты реальности, снижается, пародийно перекручивается в других мирах, других измерениях. Современность становится нереальной, а потусторонний мир — действительностью. Мы полностью погружаемся в мир созданной автором фантастической реальности, которая в действительности оказывается действительной.

Сатирическую характеристику общества автор дает и в московских главах романа. Достаточно вспомнить случай, который состоялся в варьете. Каким низким является падение общества, если люди теряют достоинство при виде денег: «Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки». Деградация личности описана в эпизоде распространения одежды в варьете: «Общее изумление вызвал мужчина, затесавшийся на сцену. Он объявил, что у супруги его грипп и что поэтому он просит передать ей что-нибудь через него».




Бытовая сцена распределения жилья после смерти Берлиоза является злостным осуждением мелочности общества, где господствуют низость, корыстолюбие и лицемерие. Ведь после смерти Берлиоза нашлось множество претендентов на его жилье: «И в течение двух часов Никанор Иванович принял таких заявлений тридцать две штуки.

В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. Никанора Ивановича вызывали в переднюю его квартиры, брали за рукав, что-то шептали, подмигивали и обещали не остаться в долгу».

Обратившись к фамилиям персонажей произведения, можно увидеть, как тонко писатель высмеивает отрицательные черты их обладателей: Римский, Варенуха, Лиходеев, Куралесов.

Даже упоминание о личной полемике Михаила Булгакова с критиком Всеволодом Вишневским на страницах романа приобретает сатирические признаки в фамилии литератора Мстислава Лавровича (намек на популярные в 30-ые годы «лавровишневые капли»).

Еще одним объектом сатирического высмеивания автора в романе «Мастер и Маргарита» является психиатрической больницей, в которую по очереди попадают большинство персонажей и даже сам Мастер. Причем все пациенты являются полностью нормальными людьми. Даже мистические персонажи вводятся автором для разоблачения общественных изъянов.

Об этом свидетельствовал сам Михаил Булгаков в письме правительству. Он назвал важной чертой своего творчества «выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я — мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта».

Однако через сатирические строки романа «Мастер и Маргарита» проступает надежда Михаила Булгакова на обновление страны и вера в человека.

Похожие сочинения

  1. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  2. Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают...смотреть целиком
  3. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом",...смотреть целиком
  4. Образ Мастера
    Мастер это человек высокообразованный, по профессии бывший историк. Мастер выигрывает крупную сумму, бросает работу и начинается заниматься тем, о чём мечтал: пишет роман о Понтии Пилате. Его роман вызвал критику официальных литературных властей, из-за...смотреть целиком
  5. Размышления о любви в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Мастер пишет роман, Маргарита – единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным,...смотреть целиком
  6. Роман «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова
    Талант М. А. Булгакова дал русской литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ. В начале 20-х годов им был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937...смотреть целиком
  7. Комическое и трагическое в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"  Новое!
    Нужно искать сердцевину, самое глубокое средотоҹие ҹеловеҹеского в ҹеловеке. М. Булгаков Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" произведение не только философское и фантастиҹеское, но...смотреть целиком