Когда в конце 1966 - в начале 1967 г. в журнале «Москва» был впервые опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», проголодавшаяся за настоящей литературой читательская публика бросилась читать произведение, записываясь у очередей на экземпляр журнала, передавая его из рук у руки на два дня. Чем же пленил читателей этот роман? О чем он? А всем. Наверное, нет проблемы философской, религиозной, социальной, экономической, моральной, - которую бы не зацепил М. Булгаков в этой книге. Роман М. Булгакова не вкладывается в традиционный анализ. Это произведение можно считать бытовым, так как мы найдем в романе широкую картину московского быта 30-х годов XX ст. Но не меньше есть оснований для его определения и как произведения фантастического или философского, сатирического или любовно-лирического. Все настолько органически переплетается в этом полифоническом романе. Вот перед нами Москва 30-х г. XX ст. Именно в ней происходят события произведения. Художник изображает свое настоящее остро и сатирично. Он не случайно избрал местом действия своего романа Москву - столицу государства, которое провозглашало себя царством свободы, добра и справедливости. На самом деле же большинство советских людей жила по указанию сверху. Писатели выполняли заказы партии, литературные критики говорили не то, что они хотели сказать, а то, что нужно.

Служащие Управления зрелищ вынужденные были петь в хоре. Перед читателем возникает целая галерея сатирических образов. Глава жилого общества Босой берет взятки за прописку. Директор театра Варьете Степа Лиходеев только старается предоставить себе вид значительного лица, хотя ничегошеньки не понимает в своем деле, и вдобавок любит громкие развлечения под рюмочку. Толпа зрителей, которые жадно хватают во время сеанса черной магии бумажки, принимая их за деньги. Легкомысленные дамочки, которые прельстились модной заграничной одеждой, и вдобавок бесплатным, а потом оказались раздетыми посреди улицы. Автор произведения едко смеется над ними. И в этой самой Москве звучит совсем другая, мелодия настоящей любовь, которое поднимает мастера и Маргариту, освещает жизнь героев, надышит на творчество. В реальный мир героев вплетаются фантастические персонажи, которые имеют вид как обычных людей (Воланд, Коровьев), так и необыкновенного кота-человека или страхолюдного Азазело. Их присутствие в романе освещает событию под другим углом зрения, раскрывает настоящую суть людей, которые хотели спрятать свое лицо за маской добропорядочных граждан, а на самом деле потеряли моральные ориентиры.

Напоминанием о вечных человеческих ценностях в романе стали разделы, посвященные библейским сюжетам. Изображая события, которые происходили два тысячелетия тома, Булгаков показывает, что человеческая природа из того времени мало изменилась. Человек, который ощущает себя личностью, стремится к свободе, добру, старается изменить на лучше себя и окружающий мир. Она всегда будет противостоять злу, которое опирается на насилие, ограничение свободы других. Всем людям присущий страх. Победить же его помогает сила духа. Иешуа - физически слабый человек, но убеждение в своей правоте, внутренняя свобода предоставляют ему силы снести физические мучения и сохранить свою душу. Бесстрашный воин Понтий Пилат, испугавшись за свою карьеру, совершил насилие, предал добро - и потерял душевный покой. История человечества на всех этапах своего развития была объединением высокого и комического, соседством трагедии и фарса. Булгаков в своем романе, гениально со

Похожие сочинения

  1. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом",...смотреть целиком
  2. Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет глубокий нравственно-философский смысл. Проблемы, которые раскрываются в произведении, связаны с вечными человеческими ценностями, такими, как честь, достоинство, совесть, добро и любовь к ближнему. Автор...смотреть целиком
  3. Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников?
    ... Так кто ж ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст М. А. Булгаков — выдающийся писатель русской и мировой литературы. Крупнейшим его произведением является роман "Мастер и Маргарита". Это...смотреть целиком
  4. Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли,...смотреть целиком
  5. Оригинальные философские трактовки в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
    “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова — произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания...смотреть целиком
  6. Иешуа и Пилат спор об истине — спор о человеке (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    В ершалаимских сценах романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» два главных героя — пятый прокуратор Иудеи, римский всадник Понтии Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, не помнящий своих родителей. Между собой они ведут спор об истине....смотреть целиком
  7. Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых мистических в русской литературе. Трудно найти подобный роман, где бы так искусно сочеталась эпоха, в которой жил сам писатель (20-е–30-е годы XX века), и античные времена. Автор...смотреть целиком