На протяжении 1928-1940 годов M. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», в котором рассказал о том, что нельзя было высказать вслух: о свободе, христианских заповедях, независимости творчества, силе человеческого духа. Булгаков, как и любой просвещенный человек, видел недостатки и ошибки тогдашнего устройства. Как писатель, он описал в своем романе эти проблемы, мастерски вплетая их в художественную канву произведения. Роман начинается с того, что Берлиоз и его друг, поэт Иван Бездомный, отдыхают в парке, и когда к ним подходит Воланд, они относятся к нему недоверчиво. Почему? Друзья считают, что он шпион, враг для советских людей, ведь он иностранец. И хотя Берлиозу, как просвещенному человеку, интересно пообщаться с Воландом, он должен играть под «дудку» советской морали и учитывать требования системы.

Следя дальше за разговором этих личностей, мы видим еще один момент. Поскольку советская власть возражала существование Бога, Берлиоз и Бездомный стараются убедить «иностранца», что Исуса Христа не было, а истории о нем - обычная выдумка. Читая эти строки, мы понимаем, что люди забыли о Боге, о вечных ценностях, а это неизбежно ведет к трагедии человеческой души и судьбы.

Писатель также высмеивает желание людей к легкой наживе. Это хорошо прослеживается в эпизоде, где описывается выступление Воланда с его свитой в варьете. Люди ловят червонцы, считая их настоящими. Женщины обменивают свои платья и ботинки на новые, более красивые. А в конце сеанса это все оказывается заблуждением, и люди остаются ни с чем.

Вопрос цензуры также изображен в произведении. Когда Мастер написал свой роман о Понтии Пилате, на него так начали давить, и он вынужден был притаиться и жить со страхом, что одним поздним вечером может услышать стук в дверь или окно. Многие люди знали, что означает этот стук, но в те времена об этом не говорилось. Только Маргарита, которая уже не учитывала социальные и политические условности, откровенно сказала позднему гостю, что предыдущий постоялец арестован. Писателю грустно, что такие талантливые личности, как Мастер, не могут реализовать свои творческие способности, их произведения не воспринимаются надлежащим образом.

И, наоборот, ценятся такие «художники», как и бездарный поэт Иван Бездомный и его друзья, такие же «художники» из «МАССОЛИТа», которые превыше всего хотят завладеть желанным членским билетом, который дает много привилегий. Булгаков считает, что искусство и культура не могут быть на надлежащем уровне при таких обстоятельствах. Он надеется, что ситуация изменится.
По мнению писателя, человек способен и должен сделать правильный выбор и занять соответствующую позицию. Это иллюстрируется на примере Ивана Бездомного: наконец он понимает, что поэт он никакой и находит свое назначение в изучении древней истории. Булгаков заостряет внимание на личности Понтия Пилата - человека, наделенного властью, силой, умом. За маской жестокости, равнодушия, отчуждения прячется человек, который способен страдать и сочувствовать.

Он понимает, что осужденный к смертной казни Иешуа ни в чем не виновен, и у него не хватает силы и мужества отменить волю Синедриона и многочисленной толпы необразованных жестоких людей. Булгаков считает, что человек никогда не должен предавать своих принципов и делать неправильные поступки по желанию других людей. Предав самого себя, Понтий Пилат всю жизнь жалел о совершенном, нес бремя в душе, которое намного тяжелее любого физического. Писатель поднимает в романе также проблемы взяточничества, пьянства, нечестности, необразованности, трусливости, фальши чувств.

Последние строки романа «Мастер и Маргарита» пронизаны светлой надеждой - предчувствием покоя. Почему мастер волнуется? Не за себя же. Он волнуется за людей, которые живут пустой жизнью, не думая о Боге, не боясь ада. Глубокое оскорбление возникает в сердце мастера не только из-за того, что люди обидели его, а еще и потому, что в мире нет места добру, любви, правде. Осознав это, он ощущает равнодушие ко всему, разочарование, отчаяние. Но он мечтал о будущем и сохранил веру в людей, в их лучшую судьбу.

Отсюда и возникает предчувствие покоя в его душе. Покой для мастера - вознаграждение не только за страдание, а прежде всего за поиски смысла бытия. Покой для героя означает не только возможность независимо жить и создавать, это покой не для себя. Это мечта о гармонии человека и мира, о возможном земном Царстве Бога, Царстве истины и добра. А гармония мира должна рождаться из гармонии человеческой души. Покой мастера в вечном, духовном просторе, гармония душ его и Маргариты становятся залогом будущего преобразования мира в глобальном масштабе.

Похожие сочинения

  1. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  2. Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите»
    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...смотреть целиком
  3. Почему мне понравился роман «Мастер и Маргарита»
    Не законченный в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» является одним из глубочайших произведений русской литературы. Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраивает его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного. Такая...смотреть целиком
  4. Анализ главы 2 части 1 романа Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Эпизод «Допрос во дворце Ирода Великого» является стержнем второй главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Понтий Пилат». Эта глава логично разбивает первую и третью – современные главы, в которых предстают разные описания современности: через...смотреть целиком
  5. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
    Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры. Его определяют...смотреть целиком
  6. Почему в романе «Мастер и Маргарита» утверждается что трусость — один из самых главных человеческих пороков  Новое!
    Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведе­ние М. Булгакова. Вряд ли найдется человек, даже хоро­шо знающий творчество писателя, который бы стал ут­верждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. А. Ахматова одна из первых высоко оценила...смотреть целиком
  7. Философия Григория Сковороды и ее воплощение в романе «Мастер и Маргарита»
    Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Писатель большинство идей позаимствовал у...смотреть целиком