Недоразумение с "официозной" трактовкой содержания романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" объясняется несколькими причинами.

Во-первых, если бы в конце шестидесятых знали его истинное содержание, то нечего было и думать о его публикации. Правда, смысл романа не был понят с самого начала, и ему с легким сердцем было приписано "соцреалистическое" содержание с хэппи-эндом, устраивающее не только власти, но и булгаковедов.

Во-вторых, литературоведение оказалось неготовым решать задачи по вскрытию содержания мениппей. Доживи до выхода "Мастера и Маргариты" в свет Алексей Толстой, автор аналогичного сатирического антисоветского романа, замаскированного под детскую сказочку "Золотой ключик", то как знать — возможно, он с кем-то и поделился бы своими соображениями о его истинном содержании. Ведь после смерти Булгакова он оставался последним и, пожалуй, единственным реликтом из тех, которые создавали произведения со сложнейшей структурой мениппеи. Во всяком случае, уж он-то наверняка обнаружил бы, что в романе "Мастер и Маргарита" Булгаков использовал его, Толстого, опыт в создании аналогичной сатиры, направленной против классика и одного из основоположников соцреализма М. Горького.
В-третьих, окажись Виктор Шкловский чуточку более откровенным в беседе с М.О. Чудаковой, проделавшей огромную работу по составлению "Жизнеописания Михаила Булгакова", он мог бы не только признать тот факт, что в "Белой гвардии" он выведен в образе прапорщика Шполянского (что, в общем-то, в рамках общепринятого "восторженного" подхода к содержанию "Белой гвардии" мало что дает для раскрытия творческого замысла Булгакова), но и признаться в главном — что прапорщик Шполянский, в миру Виктор Шкловский, волею Булгакова был возведен в достоинство "автора" "Белой гвардии" — именно ему "передал" Булгаков свое перо, сделав рассказчиком. В руках М.О. Чудаковой такое признание несомненно сработало бы в качестве мощного детонатора в постижении содержания не только этого романа, но и всего творчества М.А. Булгакова, включая и "Мастера и Маргарту", и не менее антисоветскую "Кабалу святош".

Что ж — Шкловский оказался не на высоте: давняя обида на Булгакова не позволила ему проявить принципиальность. Впрочем, Шкловского испортил не только пресловутый "квартирный вопрос". Ведь та, с которой написан образ Юлии Рейсс, как раз была в Москве, когда Булгаков создавал "Белую гвардию". И, похоже, из-за нее на Булгакова обижался не только Шкловский... С другой стороны, когда Шкловский беседовал с М.О. Чудаковой, подлинные данные Юлии Рейсс раскрывать было еще нельзя (вовсе не уверен, что это следует делать даже сейчас, в начале третьего тысячелетия). Тем более что тут же не могли не последовать еще более неудобные для Шкловского вопросы.
Но дело не только в этом. Будь наши литературоведы (и булгаковеды в частности) чуточку более грамотными в своей специальности — истории литературы, причем отечественной и совсем еще недавней, проблем с разгадкой содержания "Мастера и Маргариты" и "Белой гвардии" не возникло бы вообще. Уверен, что на любом советском литфаке творчество Луначарского "проходили" обязательно — хотя бы уже потому, что он — истинный Основоположник соцреализма (что главный его теоретик и идеолог, это уж точно). И

Похожие сочинения

  1. Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите»
    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...смотреть целиком
  2. История любви Мастера и Маргариты  Новое!
    (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности....смотреть целиком
  3. Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...смотреть целиком
  4. Изображение Воланда и его свиты
    Воланд и его свита связана с сатирическим аспектом в романе. Они жестоки по отношению к злу, они вскрывают его и высмеивают. Они создают фантасмагорическую картину Москвы 30-ых годов. Воланд - объективно творит добро, наказывая доносчиков, преступников,...смотреть целиком
  5. Тема ответственности в произведениях Булгакова
    Творчество Михаила Булгакова считается классикой советской литературы, но судьба его литературного наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина его творчества - роман ‘Мастер и Маргарита’ - вышел...смотреть целиком
  6. Как решается проблема учителя и лжеучителя в романе "Мастер и Маргарита"
    «Мастер и Маргарита» композиционно построен как роман в романе. Главным является роман о Мастере, егожизни и смерти в Москве конца 20-х годов XX века. Но Мастер — писатель, который сочинил роман об античных временах. Эти два романа («московский» и «античный»)...смотреть целиком
  7. О нравственных идеалах романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Маргарита, став частью темной силы, стала рушит дело рук человеческих, разбивая стекла, но трагично, что вторит ей в этом человек. Швейцар "точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей". Остановить Маргариту смог лишь испуганный мальчик,...смотреть целиком