Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — сложное и многоплановое произведение. Критика неоднократно отмечала «избыточную субъективность» Булгаковского взгляда несовременную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа.

Например, Константин Симонов писал: «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда конца двадцатых годов с ее, как: тогда говорили, «отрыжками».

Итак, сатирические мотивы в романе преобладают. По значимости вреда для общества на первое место можно с уверенностью поставить образ председателя правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактора «толстого художественного журнала» Михаила Александровича Берлиоза. «Однажды весною, в час не бывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах» происходит разговор Берлиоза с поэтом Иваном Николаевичем Поныревым, также весьма сатирическим типом. Для очередного выпуска журнала редактор заказал поэту большую антирелигиозную поэму. Бездомный (псевдоним Понырева) написал статью, но она не удовлетворила Берлиоза, потому что «Иисуса очень черными красками» изобразил поэт, и председатель объяснил, как надо переделать поэму: главной должна стать мысль о том, что Христа не было вообще.Интересно, что этот человек с иностранной фамилией воспринимается как активный деятель не конкретно русского, а Всемирного объединения писателей. Этим Булгаков подчеркивает его рационалистическое, научное отношение к действительности, расценивающее необычайное, неповторимое и нетипичное как прямое отклонение от нормы, требование соблюдения которой считалось необходимым и единственно правильным во вверенном ему заведении. Внешне симпатичный Берлиоз поначалу вызывает к себе симпатию читателей, но до определенного момента. Именно благодаря его руководству в литературе процветают критики, подобные Ариманам и Латунским, своим существованием убивающие всякие попытки возродить и развить литературу. Именно под его началом художественное творчество превращается в нагромождение трескучих примитивных лозунгов, новая культура ограничивает творчество жесткими рамками, а нравственные и гуманистические идеалы людей теряют свою ценность. Именно борьбе с этими «вечными вопросами», бессмертными идеями и посвящена деятельность Берлиоза. Ведь только они способны не только противостоять, но и ниспровергнуть ложность и декламационный характер его взглядов на жизнь. Только духовные искания; идеалистические устремления людей способны опрокинуть примитивные схемы человеческого общества. Поэтому для Берлиоза так важно, просто необходимо убедить современников, что никакого Иисуса на свете никогда не было. Тем самым Берлиоз не просто критикует сочинение Ивана Бездомного, а в довольно резкой форме позволяет себе отрицать высшие нравственные ценности, выработанные человечеством на протяжении всего своего развития.

А Бездомный поставлен в условия, когда истина заменяется искажениями, подтасовкой или сознательным обманом. В равной степени общество страдает от них обоих, і Разве удивительно, что на этом фоне дела Ассоциации имеют «душок»? Все в ней сводится не к созданию творческих произведений, а к получению в порядке очередности материальных благ, которые распределяются п

Похожие сочинения

  1. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом",...смотреть целиком
  2. Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»
    Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, — все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу...смотреть целиком
  3. Герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
    В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. Глава, в которой с ним встречается читатель, названа «Явление героя». Между тем в пространстве сюжета М. занимает немного места. Он появляется в 13-й...смотреть целиком
  4. Книга правды любви и добра (по роману «Мастер и Маргарита»)
    Раскрой мои книги, В них сказано все, что случится. А. Блок Прочитана последняя страница. Я откладываю книгу в сторону, но еще долго вместе с главными героями нахожусь в самой гуще событий. Лишь со временем ко мне приходит понимание глубокого смысла...смотреть целиком
  5. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
    Мне хотелось бы рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу. Роман читается широчайшей читательской аудиторией и, как правило, никого не оставляет...смотреть целиком
  6. Левий Матвей
    Самый преданный ученик Иешуа. Это бывший сборщик податей, который отрекся от всего и пошел за бродячим философом. Л.М. везде следует за Иешуа и записывает его речи. Но сам Га-Ноцри утверждает, что Л.М. пишет совсем не то, что он говорит. Якобы, с этого...смотреть целиком
  7. Роль фантастики в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Когда люди совершенно ограблены, как мы. с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" необыҹен уже тем, ҹто в нем тесно переплелись реальность...смотреть целиком