Одной из важных тем в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», на мой взгляд, является выявление злого на­чала в людях. Именно с такой миссией спускается в Мос­кву в тридцатые годы дьявол псгимени Воланд. Самые разные наказания ждут людей, попавшихся на пути caтаны.

Но по ходу чтения романа можно убедиться, что не становятся жертвами Воланда. От его руки не страдают в чем не повинные люди, а лишь те, кто имеет грехи душой, подвергаются различным испытаниям. Наказание сатаны, как и грехи людей, разнообразны. Порой они ка- жутся нам чересчур жестокими, а иногда даже смешки, К числу пострадавших от проделок Воланда можно от­нести группу работников театра варьете: Степу Лиходеева, директора варьете, который обладает такими порока­ми, как пьянство, ложь, развратный образ жизни; фин. директора варьете и Варенуху, администратора, которые страдают всеми теми же пороками. Но эти герои отдела­лись лишь сценами ужаса, которые им устраивала свита сатаны.

К их числу можно отнести и Никанора Иванови­ча Босого, председателя жилищного товарищества, кото­рый незаконно хранит валюту в вентиляционной трубе. Не исключение и буфетчик, который не только продает осетрину не первой свежести, а также является вором и мошенником, но и в конечном счете обкрадывает себя. Это и дядя Берлиоза, который равнодушен к смерти племян­ника, но не равнодушен к оставшемуся наследству, квар­тире. Все эти люди, обладающие не столь страшными гре­хами, страдают от безобразных, порой сатирических про­делок свиты. Среди прочих грехов Воланд разоблачает в людях любовь к деньгам, страсть к накопительству. В ко­нечном счете все эти люди оказываются выставленными на всеобщее посмешище. Так, большому театральному на­чальнику Семплеярову достается в наказание грандиозный семейный скандал, а люди, набравшие на представлении в театре кучу вещей, вдруг оказываются на улице полу­голыми.

Грехи этих людей не так уж и велики, поэтому Воланд предоставляет им шанс исправиться, начать новую, чест­ную жизнь.


Да, наказания вышеперечисленных героев не стоили им значительных материальных и моральных потерь, а были просто поучительными. Более печальная участь досталась, например, Берлиозу, главе МАССОЛИТа. Несмотря на то что он был образованным и начитанным человеком, его беда в том, что он отрицал существование Иисуса Хрис­та, а значит, и дьявола. Но еще хуже то, что он учил этим истинам молодых людей вроде Бездомного. Этого греха Воланд не может отпустить Берлиозу, поэтому сразу пос­ле встречи с сатаной ему трамваем отрезает голову, а во время похорон голова покойного исчезает из гроба. Без­жалостно наказывает Воланд литератора! На Великом балу голова обнаруживается в руках сатаны, который обраща­ется к ней с весьма жестокими словами: «Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы пре­вращаетесь, выпить за бытие». К Иванушке Бездомному, который также отрицал существование Бога, Воланд от­носится более снисходительно и доброжелательно. Его беда в том, что он молод и легко поддается влияниям более представительных людей. Страдания, которые выпадают на его долю, — это страдания очищения от грехов. В пси­хиатрической больнице он вылечивается от невежества и в нем просыпается интерес к знаниям, желание творить, но делать это правдиво и от всего сердца.

Мы видим, что люди, совершившие различные тяже­лые преступления, не остаются безнаказанными. Наказа­ния эти жестоки и безжалостны. На балу у сатаны все грешники вываливаются из камина, а это значит, что место таких людей в аду.

Чем тяжелее грех, тем мучительнее его искупление для человека. Так, за смерть Иешуа Понтий Пилат обречен на вечные муки. Бывший бесстрашный воин Понтий Пилат, выслужившись, занял высокую государственную должность. Перед ним стала задача — казнить или помиловать Иешуа. Хотя тот и поразил его своим умом и удивительной силой слова, Понтий Пилат приказывает его казнить. В душе деятеля идет борьба между политиком и человеком. В конце концов Понтий Пилат не решается рисковать своей карье­рой и поэтому отправляет на смерть неповинного челове­ка. Грех его велик, и искупление ему досталось не из лег­ких - муки в течение 12 тысяч лун.
Так, на самых различных примерах Булгаков пока­зал, что проступки людей никогда не остаются безнака­занными.

Похожие сочинения

  1. История любви Мастера и Маргариты  Новое!
    (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности....смотреть целиком
  2. «Искусство стремится непременно к добру…» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    Мнение любого человека в той или иной мере субъективно, поэтому сложно (а для некоторых и невозможно) однозначно согласиться с высказыванием Н.В. Гоголя о том, что «искусство стремится непременно к добру...». Возникает едва ли не первый вопрос о том,...смотреть целиком
  3. Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...смотреть целиком
  4. Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них – это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман. Еще с эпиграфа: «… так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно...смотреть целиком
  5. «Творческий союз» МАССОЛИТ
    Среди «последних похождений» Бегемота и Коровьева – посещение ресторана писательского «Грибоедова». «Вы писатели?» спросила гражданка, которая в толстую конторскую книгу записывала входящих в ресторан «неизвестно для каких причин», «Ваши удостоверения?»...смотреть целиком
  6. Тема выбора в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Роман Мастер и Маргарита - вершинное произведение Михаила\' Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необыҹностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематиҹеским...смотреть целиком
  7. Как же создан образ Маргариты  Новое!
    В моей работе я вновь обращаюсь к роману М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита ". В предыдущей работе для исследования был взят образ кота Бегемота, образ перефирийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало,...смотреть целиком