Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов тесно переплетаются между собой, хотя действие в них происходит в разное время. Одни главы можно назвать “московскими”, другие — “ершалаимскими”. В начале романа непонятно, как два разных произведения связаны между собой. Но по ходу развития событий читатель может увидеть связующее звено. Это один из главных героев — Воланд. Я о нем еще более подробно расскажу. А сейчас мне бы хотелось отметить тот факт, что “Мастер и Маргарита” очень сходен с романом Гёте “Фауст”. Михаил Булгаков взял из гетевского произведения цитату, которую вынес в качестве эпиграфа к своему роману:
...Так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, Что вечно хочет Зла и вечно совершает благо.
Эти строки приоткрывают для читателя тему книги. Главный герой романа “Мастер и Маргарита”, о котором я упомянула выше, очень сходен с героем Гёте Фаустом. Воланд тоже одет во все черное. Он носит всегда трость с набалдашником в виде головы пуделя. Особое внимание привлекают глаза Воланда. Один — зеленый, а другой — как черная бездонная дыра. Воланд может появляться в разных обликах. В самом начале он появляется в образе иностранца в клетчатом костюме и всегда может принять облик то мага, то директора театра, только глаза его никогда не меняются. Воланд — это олицетворение злой силы, дьявола. Казалось бы, он должен приносить людям несчастье, творить зло. Но не совершает его. Одних людей он наказывает, например, Берлиоза, Алоизия Могарыча. Других же учит жизни, заставляет пересмотреть свои взгляды. В этом плане очень примечателен Иван Бездомный. Он долгое время заблуждался. Непонимание жизни и упорная вера в свое правильное суждение привели к тому, что он попал в психиатрическую больницу. Только здесь он с
мог встать на путь истинный.
Другими главными героями являются Мастер и Маргарита. Мастер живет в подвале одного большого дома. Он пишет роман о Христе. Маргарита — жена богатого мужчины. Но она очень любит Мастера. Она согласна отказаться от дорогих платьев и украшений, от красивого дома, в котором живет, лишь бы быть всегда рядом с Мастером. Впоследствии Воланд поможет соединиться влюбленным. Но перед этим они пройдут тяжелые испытания. Именно роман Мастера как бы вплетается в роман самого Булгакова. Главные герои ершалаимских глав романа — это Иешуа (так назван Иисус Христос) и прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Наиболее важный из них, на мой взгляд, Понтий Пилат. В нем живут все душевные муки человека. На суде Пилат понимает, что перед ним стоит необычный человек.
Чем же был необычен Иешуа? (Кстати, нужно сказать, что у Булгакова Христос представлен обычным человеком, не так, как в Евангелии.) Иешуа необычен тем, что он всегда говорил только правду. Для него ложь была самым тяжким грехом, даже ложь во имя спасения самого себя. Пилат не смог изменить решение суда о смертной казни на кресте для Иешуа. Понтий Пилат предлагает солгать и тем самым спасти себя. Но, как мы понимаем, Иешуа не может этого сделать, он до конца верен себе. Для Пилата очень дорога власть, и он не желал ее потерять. Но после смерти Иешуа читатель может наблюдать, как страдает Пилат от того, что в самую важную минуту не смог перебороть себя и не спас не- винного человека. Для Понтия Пилата до самой смерти остается заветным желанием снова увидеть Иешуа и поговорить с ним о смысле жизни.
Через главных героев писатель передает свои наиболее важные мысли. Булгаков пытается ответить на вопрос: что же такое смысл жизни и где он? На мой взгляд, писатель смог ответить на волнующую его проблему. Человек должен говорить всегда правду, и тогда душа его будет свободна и светла. Человек должен идти до конца и добиваться поставленной цели, даже если придется пройти через страдания. В конце пути ему воздастся за все мучения.
Так, в романе обретают друг друга Мастер и Маргарита и остаются навсегда вместе. Они оба многое выстрадали, и Воланд вознаграждает их за верность друг другу. Для Мастера главным мучением была его книга, потом что рассудок настолько был затуманен, что он не смог окончить роман. А для Маргариты самым страшным мучением был бал Сатаны. Здесь показано все то плохое, на что способен человек: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и многое другое.
Читается роман легко. Язык у Михаил Булгакова необычайно красив и прост. Нет иностранных слов. Единственное, чем “замусорен” роман, так это новыми словами, которые создала советская власть, например МАССОЛИТ, или различными надписями на дверях того же самого МАССОЛИТа: “Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия)...”
“Мастер и Маргарита” — сложное произведение. Рядом существуют прокуратор Иудеи и суетливые, приспосабливающиеся московские граждане. “Мастер и Маргарита” является лирико-философской поэмой в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру. “Мастер и Маргарита” — это роман, о котором можно говорить всегда и каждый раз можно увидеть что-то новое. Это произведение, на мой взгляд, останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нем, волнуют людей всех поколений.