В его произведениях проявления мистического довольно разнообразные: от копирования образов представителей демонического мира к символическим сновидениям героев, от фантастических элементов и невероятных путешествий в прошлое и будущее -к фантасмагорическим картинам и вертепу, феерии, фарсу. Мистика Булгакова насыщенная философской проблематикой. Роман, в котором имеющиеся философские проблемы, идеи: например, какое назначение человека в этом мире? Которое ее отношение к миру? Что такое бытие и что такое познание? Какие законы природы двигают мир? Но рассматриваются эти вопросы в литературе больше сквозь призму морально-этического в человеке. Философские романы изучены вами на уроках зарубежной и украинской литератур: Ф.Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Костенко “Маруся Чурай” - роман в стихах. Можно припомнить и философские драмы Л. Украинки. В романе эти миры не существуют изолировано. Они постоянно пересекаются, взаимодействуют, они просекшие общими мотивами и темами, герои странствуют ими. Так, например, образа Иешуа Га-Ноцри отвечает образ самого Мастера, Иуде - образа барона Майгеля и журналиста-доносчика Алоизия Могарича, Пилату “московском измерении” - это вообще олицетворение тоталитарной власти (лично для Мастера - это и система МАССОЛІТ, которая уничтожала и травила его произведения.) Показательным в этом плане есть интересный, по моему мнению, шаг режиссера фильма “Мастер и Маргарита” В. Бортко, который дал играть две роли одному актеру. Так, Валентин Гафт сыграл роль первосвященника Иудеи Каифу и в “московской” части - роль главного энкаведиста, который довольно близко напоминает нам Берию Л. П. На довершение о взаимосвязи трех художественных измерений нужно сказать, что все философские вопросы в романе Булгакова решаются на равные именно фантастического, потустороннего мира.




Обсуждая этот важный вопрос, ученики выходят на связи произведения Булгакова с авторитетными памятками мировой литературы, темы и цитаты которых имплицитно присутствуют в тексте романа: произведения Э.Гофмана, Данте, Г.Гоголя, Гете, А.Чехова, Пушкина, Ф. Достоевского и др. Возможно, больше связей ученики найдут в параллелях Булгаков - Гофман (главный конфликт - противостояние художников и филистеров; уродливость общества, в котором карьера делают такие, как Цахес; гротеск, ирония, фантастические преобразования пространства и времени; осмеяние и наказание тех, кто лишен творческого воображения и фантазии. Например, за что жестоко пострадал от “нечистой силы” директор варьете Римский, которому свита Воланда устроила такую ночь ужасов, что он превратился на седого старика? А он принадлежал к той категории людей, которые старались выгадывать “обыкновенные объяснения представлений необыкновенных”). Или в параллелях Булгаков - Гете (название романа, эпиграф, тема Пилата (Фауст с немецкого я зыка это Новое Завещание и именно разделы, посвященные Понтию Пилату), спор между Рафаэлем и Фаустом о назначении человека на земле и о том, кто руководит жизнью человека и что такое истина, который продлевается потом в романе “Мастер и Маргарита” между, например, Воландом и Берлиозом. А параллель Булгаков - Данте, это понимание что грехом человека для Данте есть предательсво, для Булгакова - трусливость; оба отталкивались от Библии, у Данте - ад в потустороннем мире, у Булгакова - вся земля превращается в ад: человеку не нужно умирать, она и так живое в аду тоталитарного режима и др. Почему писатель воспринял роман “Мастер и Маргарита” как свое художественное завещание? Во-первых, Булгаков работал над романом к последним неделям своей жизни. Уже смертельно больной, он вносил в текст правки, шлифовал стиль. Его роман - это не только завещание человечеству о приоритетах вечных ценностей в жизни, а и предупреждение о том, что будет ожидать человечество, если оно и дальше будет поднимать законы бытия.

Похожие сочинения

  1. Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....смотреть целиком
  2. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  3. Почему роман «Мастер и Маргарита» назван именно так
    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...смотреть целиком
  4. Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них – это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман. Еще с эпиграфа: «… так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно...смотреть целиком
  5. Основные проблемы в романе
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман «Инженер с копытом», но...смотреть целиком
  6. Анализ эпизода из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» глава 25-я часть 2-я
    Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Жестокий правитель,...смотреть целиком
  7. Коровьев ,Фагот в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре иностранце и бывшем регентом церковного хора. Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А.К. Толстого...смотреть целиком