Зло нельзя победить, потому что борьба со злом и есть сама жизнь.
Александр Дюма.

Его мечты – наша реальность. Его слово – наш приказ. Его наказание – наша смерть. Его похвала – наша жизнь. Это его Мир. Всю свою жизнь человек ведет споры о том, что есть добро и зло, пытается четко разграничить эти понятия, проводит толстую линию между ними. Но время и реальность смывают эти границы, смешивает черное и белое на палитре нашей жизни.

В литературе, как и в жизни, есть образ, с которым мы всегда связываем понятия добра, милосердия и сострадания, за спиною которого всегда свет и тепло – это образ Бога. А кто такой дьявол? Тьма, страх, смерть – это все он. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» не отрицает всех чувств, сопутствующих появлению дьявола, однако, хочет лишний раз доказать читателю, что обсалютных истин не существует, что у медали всегда есть оборотная сторона. Автор показывает Воланда человеком, с внешностью, казалось бы, обыкновенного гражданина, но ни один из жителей города не увидел его внутренней сущности. В этом была их ошибка. Мы видим общество жадных, мелочных и алчных людей, которые уже начали терять человеческий облик. И именно они становились объектом внимания Воланда. Чиновники, неприспособленные к жизни, попадали в нелепые, порой трагичные ситуации. Глупые люди, они были настолько напуганы, что долгое время не могли понять, что же происходит. В их головах не появилось и мысли о том, что они противны даже сатане, у него вызывают отвращение их жалкие попытки оправдать себя, сбросить все бремя ответственности за содеянное и «утопить» своих сослуживцев и знакомых. Мигель Сервантес сказал: «Кто не умеет пользоваться счастьем, не должен жаловаться, когда оно проходит». И это действительно так. Как это ни прискорбно звучит, но для этих людей деньги были счастьем. Они не смогли ими справедливо и правильно распорядиться, и расплата не заставила себя ждать. Я думаю, любой согласится, что в данном случае дьявол совершил вполне закономерный и добрый поступок, наказав их, тем самым облегчив жизнь другим людям. Он ясно дал понять, что ничто не проходит бесследно и час расплаты настанет всегда. А что же Мастер и Маргарита? Этим героям Воланд даровал счастье и вечную свободу. Нельзя отрицать того, что они действительно продали свои души дьяволу, но в данном случае не может быть полной уверенности в том, что поступили они неправильно. Они всю жизнь шли к этому счастью и всей душой желали его. Своим поступком они никому не причинили вреда, этот «договор» с Воландом останется только в их мыслях и сердцах. Они сами выбрали этот путь, ведь право выбора было, и ни один из нас не может упрекнуть дьявола в насилии или принуждении. Несмотря ни на что Маргарита не утратила своей доброты, сострадания. При встрече с Воландом сначала она просила «освободить» Фриду от тяжких оков ее собственной совести и кошмара, который преследует ее всю жизнь. Понтий Пилат – человек, который приговаривал людей к казни, по сути, распоряжался человеческой жизнью, обрел свободу только благодаря Маргарите.

Когда животное бьют, глаза его приобретают человеческое выражение. Сколько же должен был выстрадать человек, прежде чем стал человеком? Сколько еще он должен бороться? Может быть не сатана является творцом зла, может мы сами его порождаем? Задумайтесь хоть на минуту, сколько негативных, злых мыслей и чувств накапливается в нас хотя бы за один прожитый день, и все это мы выплескиваем на наших родных и близких. Сами того не замечая мы злимся и раздражаемся по пустякам. А ведь можно просто отогнать это все, улыбнуться себе, врагу, всему миру и вспомнить о том, что солнце светит всегда, нужно лишь увидеть его за тучами.

Похожие сочинения

  1. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  2. Почему роман «Мастер и Маргарита» назван именно так
    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...смотреть целиком
  3. Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...смотреть целиком
  4. Образ Мастера
    Мастер это человек высокообразованный, по профессии бывший историк. Мастер выигрывает крупную сумму, бросает работу и начинается заниматься тем, о чём мечтал: пишет роман о Понтии Пилате. Его роман вызвал критику официальных литературных властей, из-за...смотреть целиком
  5. Люди как люди только квартирный вопрос их испортил (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    «Самый ужасный вопрос в Москве — квартирный», — написал однажды М. А. Булгаков. Действительно, в советское время писатель был вынужден постоянно искать пристанище в столице. Но его «квартирный вопрос» не испортил, как не испортил и его любимых героев....смотреть целиком
  6. Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников?
    ... Так кто ж ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст М. А. Булгаков — выдающийся писатель русской и мировой литературы. Крупнейшим его произведением является роман "Мастер и Маргарита". Это...смотреть целиком
  7. Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века
    Роман Михаила Булгакова — произведение весьма своеобразное. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола, лиризм и высокий реализм — многие литературные приемы использованы талантливым писателем...смотреть целиком