Фантастика в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается с реальностью. Она необходима для более глубокого проникновения в суть явлений и выявления их глубинного содержания. Несмотря на то что роман воспринимался современниками как явление совершенно необычное и ни на что не похожее, в «Мастере и Маргарите» очевидна традиционность некоторых его сторон. Достаточно вспомнить произведения В. Одоевского, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Брюсова, чтобы сопоставить их произведения с романом Булгакова. Смешение реального и фантастического, космического и земного, конфетного и возвышенного использовалось русскими писателями и до Булгакова. Именно соединение повседневного и необычного — сильный художественный прием сатирических и философских жанров. Образы Булгаковского романа — ведьмы, русалки, говорящие коты, упыри — также имеют аналогии в русской литературе.

Фантастическая свита Воланда — это существа, которые, по-моему, играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, иногда просто выворачивают наизнанку людские пороки и слабости. Их роль в романе представлена как рабская, они выглядят да и являются слугами Воланда и, видимо, не особенно страдают от этого. Строгая иерархия чинов дьяволов-демонов заимствована Булгаковым напрямую из Евангелия.

Кот-Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла — вот и вся свита Воланда. Например, Бегемот. Это кот-оборотень и любимый шут Воланда. Реальным прототипом Бегемоту служил домашний кот писателя Флюшка — огромное серое животное. В романе он черный, так как олицетворяет нечистую силу.

В заключительной части романа Бегемот превращается в юношу-пажа, летящего рядом с фиолетовым рыцарем. Один из друзей М. Булгакова написал шуточную легенду о жестоком рыцаре, который отрывал головы у животных. Писатель отдал эту роль Бегемоту, который в романе отрывает голову Жоржу Бенгальскому. Изучая творчество Булгакова, я узнала, что по демонологической традиции Бегемот — это демон желаний желудка, поэтому в романе «Мастер и Маргарита» Бегемот — обжора. Он объедается в Торгсине. Посетители этого магазина спешат приобрести деликатесы, а за пределами магазина население Москвы испытывает дефицит продуктов питания.

Старшим среди подчиненных демонов является Коровьев-Фагот, именующий себя регентом церковного хора и переводчиком при профессоре-иностранце. Возможно, этот персонаж имел и реального прототипа среди знакомых Булгакова — слесаря-водопроводчика Агента, редкого пакостника и пьяницу, который не раз вспоминал, что в юности был регентом церковного хора. И это повлияло на создание образа Коровьева, выдающего себя на Патриарших горьким пьяницей. Кличка же Фагот, я считаю, перекликается с музыкальным инструментом неслучайно. Фагот внешне похож на длинную тонкую трубку и готов, кажется, сложиться втрое перед собеседником, а потом ему же спокойно напакостить.

Азазелло — демон-убийца. Приблизительно так звали падшего ангела, который научил людей изготавливать оружие и украшения. Созданный М. Булгаковым образ козлоногого и поэтому прихрамывающего «демона безводной пустыни» Азазелло прямо соотносится и с образом беса из языческих верований. Он принимает самое непосредственное участие в подготовке Маргариты к предстоящему балу и передает ей крем, применение которого круто меняет ее жизнь. В этом персонаже сочетаются способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Маргарита Азазелло

Похожие сочинения

  1. Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите»
    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...смотреть целиком
  2. Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...смотреть целиком
  3. Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»
    В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех Евангелиях и апостольских посланиях. В. И. Немцев пишет: «Иешуа - это авторское воплощение в дела...смотреть целиком
  4. Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1
    Михаил Афанасьевич Булгаков — великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы... Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и творил автор. Время пыталось...смотреть целиком
  5. Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав — пятый прокуратор Иудеи,...смотреть целиком
  6. Бегемот 2
    Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б. в...смотреть целиком