Фантастика в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается с реальностью. Она необходима для более глубокого проникновения в суть явлений и выявления их глубинного содержания. Несмотря на то что роман воспринимался современниками как явление совершенно необычное и ни на что не похожее, в «Мастере и Маргарите» очевидна традиционность некоторых его сторон. Достаточно вспомнить произведения В. Одоевского, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Брюсова, чтобы сопоставить их произведения с романом Булгакова. Смешение реального и фантастического, космического и земного, конфетного и возвышенного использовалось русскими писателями и до Булгакова. Именно соединение повседневного и необычного — сильный художественный прием сатирических и философских жанров. Образы Булгаковского романа — ведьмы, русалки, говорящие коты, упыри — также имеют аналогии в русской литературе.

Фантастическая свита Воланда — это существа, которые, по-моему, играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, иногда просто выворачивают наизнанку людские пороки и слабости. Их роль в романе представлена как рабская, они выглядят да и являются слугами Воланда и, видимо, не особенно страдают от этого. Строгая иерархия чинов дьяволов-демонов заимствована Булгаковым напрямую из Евангелия.

Кот-Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла — вот и вся свита Воланда. Например, Бегемот. Это кот-оборотень и любимый шут Воланда. Реальным прототипом Бегемоту служил домашний кот писателя Флюшка — огромное серое животное. В романе он черный, так как олицетворяет нечистую силу.

В заключительной части романа Бегемот превращается в юношу-пажа, летящего рядом с фиолетовым рыцарем. Один из друзей М. Булгакова написал шуточную легенду о жестоком рыцаре, который отрывал головы у животных. Писатель отдал эту роль Бегемоту, который в романе отрывает голову Жоржу Бенгальскому. Изучая творчество Булгакова, я узнала, что по демонологической традиции Бегемот — это демон желаний желудка, поэтому в романе «Мастер и Маргарита» Бегемот — обжора. Он объедается в Торгсине. Посетители этого магазина спешат приобрести деликатесы, а за пределами магазина население Москвы испытывает дефицит продуктов питания.

Старшим среди подчиненных демонов является Коровьев-Фагот, именующий себя регентом церковного хора и переводчиком при профессоре-иностранце. Возможно, этот персонаж имел и реального прототипа среди знакомых Булгакова — слесаря-водопроводчика Агента, редкого пакостника и пьяницу, который не раз вспоминал, что в юности был регентом церковного хора. И это повлияло на создание образа Коровьева, выдающего себя на Патриарших горьким пьяницей. Кличка же Фагот, я считаю, перекликается с музыкальным инструментом неслучайно. Фагот внешне похож на длинную тонкую трубку и готов, кажется, сложиться втрое перед собеседником, а потом ему же спокойно напакостить.

Азазелло — демон-убийца. Приблизительно так звали падшего ангела, который научил людей изготавливать оружие и украшения. Созданный М. Булгаковым образ козлоногого и поэтому прихрамывающего «демона безводной пустыни» Азазелло прямо соотносится и с образом беса из языческих верований. Он принимает самое непосредственное участие в подготовке Маргариты к предстоящему балу и передает ей крем, применение которого круто меняет ее жизнь. В этом персонаже сочетаются способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Маргарита Азазелло в Александровском саду. Но главная функция ого связана с насилием: он выбросил Степана Лиходеева из Москвы в Ялту, выгнал из нехорошей квартиры Поплавского, убил из револьвера барона Майгеля.
О Гелле, младшей из членов свиты Воланда, можно сказать лишь коротко. Это девушка-вампир, а вампиры — это, как известно, традиционно низший разряд нечистой силы. Поэтому Гелла выполняет только вспомогательные функции в свите.

В христианской средневековой литературе уже были отмечены некоторые способности членов « этой свиты: умение перемещать людей и предсказывать будущее (Воланд), превращаться в людей и животных (Бегемот), вызывать бурю (Коровьев и Бегемот). При появлении на шабаше Маргариты ярче вспыхивает пламя костра. Вампиры не отбрасывают тени, а герои пытаются избавиться от них с помощью крестного знамения. Обряд посвящения Маргариты в царицы бала совершается через орошение и купание в крови. После превращения в ведьму Маргарита приобретает печать дьявола (косоглазие).

Философское утверждение самого Воланда, что зло вообще в природе человека, подтверждается,кажется, каждой страницей романа. Интересно, что Воланд иногда как бы говорит словами автора, Воланд утверждал, что добро и зло изначально присутствуют в мире. Их существование вызвано не какой-то высшей силой, а самими людьми. Только человек может отдать предпочтение той или другой нравственной категории, только он может быть свободен в своем выборе, и от этого выбора, в конце концов, зависит судьба мира. Булгаков считал, что человек, принимая то или иное решение, находится в состоянии выбора из нескольких предлагаемых вариантов. В романе прощение убившей своего ребенка Фриды, которое Маргарита вымаливает у Воланда, поднимает и другую проблему — ответственности за произведенный выбор или за свои поступки. Эту ответственность не могут снять ни последующие тяжелые обстоятельства жизни, ни трагическая судьба.

Еще одно, очень важное, замечание. Выше уже отмечалось, что члены свиты Воланда внешне представлены комическим образом. Это не случайно. Трагическое разрешение вопросов бытия, нагнетание негативных явлений, вызывающих ужас от происходящего, снимаются в романе смехом. Иначе можно было бы сойти с ума.

Что ж, окружение Воланда говорит само за себя. Специальность его свиты — карать тех, кто недостоин света и покоя. Они занимаются своим делом из века в век. М. Булгаков, по-моему, достаточно точно и вместе с тем иронично передал характеры и суть добрых дел свиты Воланда.