" Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она удушила своего ребенка." В этой фразе великая сила Маргариты, и позже, признавая себя легкомысленной, Маргарита объясняет свою просьбу стремлением даровать покой другому человеку. Мне кажется, что для автора очень важно, что Маргарита не попросила за Мастера. Ведь за Мастера нельзя просить, ему должно воздасться за его творчество. И вот Маргарите дарована возможность не попросить, а уже потребовать возвращения Мастера. " Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера". При этом, лицо Маргариты исказилось судорогой. Вся речь Маргариты отрывиста, бессмыслена все это говорит о великом волнении, о всепоглощающей любви. " Ты...ты ,ты ". " Рыдания душили Маргариту, она шептала, давясь словами".

Все это говорит о том, что чувства переполняют душу Маргариты, упокаивается же она только прикоснувшись к Мастеру. В этой страстной, страдающей как от раны, изорванной речи отражается как в зеркале великая любовь. И вот уже Маргарита стремится убедить Мастера во всесильности Воланда. И теперь она убеждает его, уговаривая как мать: " Выпей, выпей. Ты боишься ? Нет, нет, верь мне, что тебе помогут." И Маргарита же отказывается верить в то, что Мастер душевнобольной. И здесь мысли Маргариты это мысли автора. " Ужасные слова ! Ужасные слова ! Он Мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом." К Маргарите возвращаются человеческие чувства: страх, слабость перед страшным известием.

И вот Маргарита говорит Воланду о своем желании: " Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было." Это стремление вернуть себе и Мастеру покой, создать гармоничный мир на Арбате, в квартире подвала. Здесь Маргарита уже жена, хранительница очага, отсюда и стремление к свету. Но вот появляется Могарыч, и Маргарита преображается, теперь она уже шипит как кошка, себя же ощущает ведьмой, хотя здесь она мстит той предающей московской жизни. Но Маргарита стремится не только к тому, чтобы спасти Мастера, она стремится сохранить творца, и здесь очень горячо это отстаивает.

Ее внешняя речь очень выразительна, и во внутреннем монологе уже нет нужды, ведь мир, в котором находятся и Мастер, и Маргарита способен слышать все и читать любые мысли. Прощание Маргариты и Воланда напоминает молитву: " Прощайте, прощайте," " Маргарита молитвенно протянула обе руки к Воланду." Все это перед возвращением в тот страшный мир, который дал возможность в Сатане увидеть Бога. И вот, прощаясь с Воландом, Маргарита получает в подарок подкову. Но она теряет эту подкову и вскрикивает " в отчаянии ": " Боже, я потеряла подкову ! ". Уходя в прошлый мир, Маргарита обращается к Богу, теряя подарок Дьявола. В этом символический смысл: быть может этим обозначена конечная цель пути, но кроме того, сказано, что и в старую свою жизнь Маргарита больше не вернется.

Быть может именно это и понимает Маргарита, сидя уже в подвале, поэтому и плачет от "пережитого потрясения и счастья". И внутри у нее появляется страх, что несгоревший роман это призрак, сон. И автор называет это " последней страшной мыслью ", а дальше Маргарита почти что совершает выбор, предопределяет свою дальнейшую судьбу фразой: " Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...Да, тьма..." Этот путь к свету через тьму" путь к вечности... В этом эпизоде встречи Маргариты с Мастером речь Маргариты очень важна. В ее словах отражаются не только ее чувства, но именно ее словами предсказывается дальнейшая судьба Мастера и ее самой. Уже не в первый раз автор доверяет пророчество Маргарите, это говорит о том, что героиня близка автору, дорога ему и вобрала в себя представление автора о истинной женщине, матери, жене, хранительнице очага. Такой предстает Маргарита в этой сцене, и все это отражается в ее речи.






И вот Маргарита вновь вместе с Мастером. И вновь мысли ее обращены к строкам романа. Произнося их, Маргарита ощущает, " как свежеет". Сейчас Маргарита думает уже о Мастере, да и автор не разделяет их, говоря " это было неизвестно и Мастеру и Маргарите", "у обоих ныл левый висок". Маргарита спокойна, но иногда она преображается, вновь вспоминая прошедший день: " Маргарита ... захохотала... и вскричала..." И вновь к ней возвращается серьезность, ведь она говорит о "черте", хотя в глазах ее горит огонь. " Я ведьма и очень этим довольна." Маргарита осознает свою новую сущность, и она страстно верит, верит в дьявола, вернувшего ей Мастера. И "она заговорила серьезно", и вновь в ее голосе слышатся интонации, вновь появляется стремление защитить Мастера: " Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный !... Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя ! И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо."

Здесь есть уверенность Маргариты в себе, и цель ее жизни. Многочисленные повторы говорят о душевном волнении и о страстном желании Маргариты утвердить свои мысли. " Ах, ты, ты, ты, качая растрепанной головой, шептала Маргарита, ах ты маловерный несчастный человек. Я из-за тебя ... потеряла свою природу и заменила ее новой. ...Они опустошили тебе душу." Эти слова звучат как глубинно-душевное признание. И именно эти слова, произнесенные со страстной силой утверждения, пробуждают Мастера. И вновь Маргарита, плача, шепчет. В этом плаче, в этих слезах страстное стремление искупить. И поэтому, все сказанное плачущей Маргаритой воспринимается как исповедь, в которой нет места ничему, кроме боли и надежды. Плачущая Маргарита вселяет в душу Мастера надежду. Но вот вновь появляется Азазелло, и Маргарита радостно " вскричала", но для Мастера у нее оставлен шепот.

В разговоре с Азазелло Маргарита все время меняет темы. Вспоминает она то, что ей " нравится быстрота и нагота", и то " как он стреляет, ... семерка под подушкой, и любое очко..." Речь ее вновь становится сбивчевой, она как будто растекается, стремясь охватить все. И кульминацией становится тост: " Здоровье Воланда !" Но вот выпито заветное " Фалернское вино", и видя " лежащего Мастера" , Маргарита уже шепчет: " Этого я не ожидала... убийца !" Все, что касается Мастера, для Маргариты священно и глубоко лично, поэтому и появляется шепот. И вот воскресение ... И Маргарита уже вторит Мастеру, но есть нечто, вызвавшее ее крик это роман, который необходимо " взять с собой ". И Маргарита вновь над городом, и вновь она " страшно кричит: "Огонь !, " Гори, гори, прежняя жизнь ! Гори, страдание !"

Стремление очистить жизнь мира огнем, искоренить, убить страдания, внести в мир покой. И именно этот покой вселяет она в Ивана Бездомного своим беззвучным шепотом, своим прорицанием: "... и все у вас будет так, как надо...". И вновь Маргарита оказывается земной ясновидящей, несущей покой всем, кто это заслужил. И по ее речи можно определить ее отношение к герою. Говоря с Иваном шепотом, Маргарита предсказывает его будущую жизнь, ведь кроме Ивана шепот слышит лишь Мастер. И прощальный полет над Москвой. Маргарита видит , но не обдумывает, ведь она вновь с нечистой силой. Именно Маргарита видит, как меняется облик всех в великую Ночь преображения, именно ей доверено спросить : " Почему... так изменился ?". Именно ей видится конь, как вселенная, ведь в нем и мрак, и туча, и "пятна звезд".

Именно глазами Маргариты видим мы эту ночь, ведь Маргарита теперь не только близка автору, но и стала единым целым с Мастером, ведь у них появились общие мысли, и речь их звучит в унисон. И уже здесь Маргарита вновь просит за него, но это уже не нужно.

" Прощайте ! одним криком ответили Воланду Маргарита и Мастер." В этом мире они сливаются воедино, становятся одним неразделимым целым. И Маргарита называет новые ценности их жизни "беззвучие, тишину". И то, что назвать эти ценности доверено именно Маргарите, говорит о том, что ценности эти велики для автора. В этой последней части речь Маргариты важна. Крик, надрыв появляются при общении с темной силой, слезы и шепот при разговоре с Мастером. Но здесь появляется и общий внутренний монолог с Мастером, когда речь звучит в унисон.