Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосер-
дии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газе-
те" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в
Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его
персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию
своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений,
полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф,
Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему.
Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми,
об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо
любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно
гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная
степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему чело-
вечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где
человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.
Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и
Маргариты" М.Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время
(Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в
1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии
человеческом...

Вот цитата из дневника Г.Доброва, приведу ее полнстью: "Я пред-
чувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим
детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома
и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и
неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от кото-
рого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были
с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я
прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки.
После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в
бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности
совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже
тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его
обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспом-
нить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшед-
шем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с
удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с
белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал
"в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет
покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше
всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около
кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся
матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв неко-
торое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила
надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите
доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица",
и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате
и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не
происходит. Милосердие! - Вот что поражет. Михаил Булгаков, доктор
по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации,
больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю,
воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом"
Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже
душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны!
Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир,
искривленное сознание, искривленные души.

Что же у Булгакова в этой главе далше? - "Женщина, не теряя благо-
душного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору
вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую
до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним
берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор."
Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор,
а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.
- Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее
раздвинулась внутрення стена, за которой оказалось ванное отделение и
прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран,
а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - хала-
тик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый прфессор с его
свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого
хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам
здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите?
Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия
Доброва и его "Листы скорби".
Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они
будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на
шабаше, устроенном Воландом?
- Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!
Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и
называет - даже своих врагов - "люди добрые" .
И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро,
Милосердие".

Похожие сочинения

  1. Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека столь же необходимой, как воздух,...смотреть целиком
  2. Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....смотреть целиком
  3. Тайны романа «Мастер и Маргарита»  Новое!
    " Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она удушила своего ребенка." В этой фразе великая сила Маргариты, и позже, признавая себя легкомысленной, Маргарита объясняет свою просьбу стремлением даровать покой другому человеку....смотреть целиком
  4. Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и...смотреть целиком
  5. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  6. Разговор Пилата с Афранием в романе «Мастер и Маргарита»
    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет глубокий нравственно-философский смысл. Проблемы, которые раскрываются в произведении, связаны с вечными человеческими ценностями, такими, как честь, достоинство, совесть, добро и любовь к ближнему. Автор...смотреть целиком
  7. Анализ главы 2 части 1 романа Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Эпизод «Допрос во дворце Ирода Великого» является стержнем второй главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Понтий Пилат». Эта глава логично разбивает первую и третью – современные главы, в которых предстают разные описания современности: через...смотреть целиком