Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосер-
дии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газе-
те" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в
Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его
персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию
своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений,
полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф,
Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему.
Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми,
об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо
любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно
гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная
степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему чело-
вечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где
человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.
Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и
Маргариты" М.Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время
(Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в
1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии
человеческом...

Вот цитата из дневника Г.Доброва, приведу ее полнстью: "Я пред-
чувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим
детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома
и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и
неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от кото-
рого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были
с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я
прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки.
После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в
бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности
совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже
тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его
обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспом-
нить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшед-
шем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с
удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с
белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал
"в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет
покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше
всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около
кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся






матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв неко-
торое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила
надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите
доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица",
и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате
и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не
происходит. Милосердие! - Вот что поражет. Михаил Булгаков, доктор
по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации,
больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю,
воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом"
Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже
душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны!
Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир,
искривленное сознание, искривленные души.

Что же у Булгакова в этой главе далше? - "Женщина, не теряя благо-
душного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору
вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую
до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним
берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор."
Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор,
а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.
- Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее
раздвинулась внутрення стена, за которой оказалось ванное отделение и
прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран,
а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - хала-
тик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый прфессор с его
свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого
хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам
здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите?
Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия
Доброва и его "Листы скорби".
Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они
будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на
шабаше, устроенном Воландом?
- Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!
Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и
называет - даже своих врагов - "люди добрые" .
И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро,
Милосердие".