Над своим романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков работает в 30-е гг. В романе он поднимает острые и актуальные темы: судьба художника в государстве, художник и власть, а также философские проблемы. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема греха и покаяния является одной из главных. Читая главы, посвященные приключениям Воланда и его свиты в Москве, и главы, повествующие об истории, произошедшей около двух тысячелетий назад в древнем Ершалаиме, мы понимаем, что на протяжении многих и многих лет человеческая природа осталась неизменной. «...Они— люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...», — говорит Воланд на своем представлении. А обыкновенный человек грешен. Грехи бывают мелкие, как, например, грехи москвичей, с которыми довелось познакомиться Воланду, Бегемоту, Коровьеву и Азазелло. Они жадны до денег, красивых нарядов и прочих мелочей, составляющих неотъемлемую часть человеческой жизни, они лгут и наушничают. И Воланд разоблачает каждого и каждому воздает по заслугам. Так, Иван Никонорович Босой берет взятки от жильцов, Варенуха постоянно лжет, Степа Лиходеев пьянствует, небрежно относится к своим служебным обязанностям, буфетчик Соков, продавая «осетрину второй свежести», нажил довольно большой капитал. Но никому из них даже в голову не приходит мысль о покаянии. Наказанные Воландом, они меняются в лучшую сторону, но не раскаиваются в своих прегрешениях. Даже Соков, будучи смертельно больным, не хочет подумать о вечном и лишь ходит от одного врача к другому. Но есть грехи более серьезные. Барон Майгель— шпион и наушник— входит в доверие к иностранцам и доносит на них, обрекая людей на долгие годы заключения, а может, и на смерть. Поэтому Воланд лишает его жизни. Этот грех не искупить ничем, даже покаянием. Но Майгель и не способен раскаяться. Другая жертва Воланда — Берлиоз. Казалось бы, он никого не предай и не убил. Однако он, глава МАССОЛИТа, идейный руководитель писателей, ведет их по ложной дороге. Он отрицает вечные истины и проповедует безверие, которое означает, что все дозволено сильным мира сего. Берлиозу была предоставлена возможность раскаяться, поверить в то, что Иешуа существовал. Но он ее не использовал и ушел в небытие, ибо каждый получает по своей вере.





Совершенно по-иному подействовало происшествие на Патриарших прудах на поэта Ивана Бездомного. После встречи с Воландом, а главное, после разговора с Мастером, Иван Николаевич начинает понимать, что совершал страшный грех: он писал чудовищные стихи про то, во что не верил, и внушал людям ложные идеи и мысли. Его покаяние начинается с обещания Мастеру не писать стихов. И он сдержал свое слово, став профессором истории. Однако он не до конца прошел трудный путь покаяния. В полнолуние ему нет покоя, и лишь приход из лунного света Мастера и Маргариты успокаивает его, напоминая о главном, о вечном. Но ведь и его Учитель - Мастер — совершает грех. Он отказывается от своего высокого предназначения художника и впадает в уныние, а уныние, как известно, великий грех. Он начинает всего бояться. И, возможно, его слабость, его трусость — одна из причин того, что он заслужил не свет, а покой: «О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет». Вот какой покой обещает Мастеру Воланд, знавший его грех.Но ярче всего тема греха и покаяния раскрывается в образе Понтия Пилата. Его грех страшен: он послал на казнь бродячего философа, никому не сделавшего в жизни зла. Да, Пилат пытался спасти Иешуа, предполагал отправить его в свою резиденцию. Но лишь до того момента, когда прозвучат слова об оскорблении величества. Прокуратор понимает, что если попытается теперь вступиться за пленника, то с его карьерой будет покончено, а возможно, и сам он не уцелеет. Он кричит, чтобы слышали все, стоящие за дверями, что на свете нет и не будет ничего, прекраснее власти кесаря. Им владеет страх за свою жизнь. Почему же так боится Пилат? Он. не трус. Он смело вступал в бой с врагами на поле битвы. Но здесь иное дело. Здесь он должен выступить против власти, которую всегда считал незыблемой. И он отступает. Философ казнен. И вот тогда наступает раскаяние. Следуя по пути покаяния, Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Он предлагает ученику Иешуа Левию Матвею жить в его доме. Однако ни то, ни другое не успокаивает совесть прокуратора. Иуда мертв, но мертв и Иешуа. А Левий Матвей отвергает предложение Пилата, так как считает, что тот будет теперь его бояться. Значит, искупление невозможно? Нет, возможно. Но за него нужно заплатить тысячелетиями одиночества и страданий. И только пройдя трудным путем покаяния, испив полную чашу нравственных страданий, Пилат получает свободу и идет по лунной дороге к тому, с кем не договорил когда-то о чем- то очень важном. Он получает ответ на так долго мучивший его вопрос, а была ли казнь? Иешуа отвечает, что казни не было, и Пилат, успокаиваясь, продолжает свой путь к луне. По мнению Булгакова, миром правит Бог, а человек грешен. Но мал ли, велик ли его грех, все равно он должен прийти на путь покаяния. И если этого не случается, если он не обращает свой взгляд к вечному, его удел — небытие.