Страница: [ 1 ]  2  

Роман писался в период с 1928 по 1940 год. Это время очень
сложное и жестокое. В нашей стране были революция и Граждан ская война. В момент написания романа производятся репрессии, а
в Европе процветает фашизм. И все это происходит за один год до
Великой Отечественной войны. В это время размышления о добре и
зле, о религии, силе, которая может предотвратить жестокость и
агрессию, безусловно, являются важными и актуальными. И вооб ще вечные ценности подвергаются переоценке именно в трудные,
критические времена. Так было всегда.
Рассказ Мастера — это интерпретация библейского сюжета са мим автором. Между рассказом Мастера и библейским сюжетом
четко видна параллель: Иешуа и Ершалаим — это не что иное, как
Иисус и Иерусалим соответственно. Для меня Библия всегда была
носителем десяти заповедей, которые являются сформулированной формой основных человеческих принципов. На этих принципах должно держаться и в какой-то мере держится современное общество. Рассказ Мастера имеет важное значение во всем произведении Булгакова, так как не только своей серьезностью уравновешивает остальную, безусловно, сатирическую часть произведения, но и является важной Этот противовес уравновешивает добро и зло не только в романе, но и в жизни тоже. Такова, по моему мнению, мысль Булгакова. Понимая это, мы можем легко ответить на вопрос, кто есть Воланд. Если Иешуа — носитель добра, то Воланд — носитель зла, его яркий представитель, А в религиозном объяснении Воланд не кто иной, как Сатана.
Булгаков понимает это, и он этого не скрывает. Мы главенствующую роль Воланда во время бала. Автор наделяет Воланда атрибутами Сатаны — свитой. А сила и возможности Воланда, которые он воплощает в действия, не оставляют никакого сомнения в том, что он и есть Сатана.
Однако интересно видение автора. Булгаков видит не борьбу добра и зла, а их сотрудничество. Оно заключается в том, что люди сами должны выбирать свой путь. Не может случиться такого, что выиграет какая-нибудь из этих двух сил. И хотя я и считаю, что добро сильнее зла, но, думаю, Воланд никогда не останется без своих новых соратников.
Воланд приезжает в Москву, как он говорит, для того, чтобы посмотреть, изменились ли люди. Видимо, он уже был здесь. И по его заключению, люди остались точно такими же, какими и были: жадными, корыстными, подозрительными и т. д. Он раскидывал деньги, и люди готовы лезть друг другу на шею, чтобы добыть их. Он предлагает дамам поменять свою одежду на красивую. И дамы бегут переодеваться, хотя наверняка знают, что бесплатный сыр бывает только мышеловке. И хотя вещи достаются якобы бесплатно, берут они их варварски, и нет сомнений в том, что эти люди еще далеки от духовного совершенства. Воланд почти все возвращает к тому состоянию, которое было до него. И дамы стоят голые на улице, и червонцы превращаются в бумагу — все это имеет свой смысл. Так и то и другое карает людей за жадность. Как правило, от проделок Воланда и его свиты страдают люди, повинные в своей беде, однако зло не может пройти бесследно. Ведь других причин, по моему мнению, для гибели Берлиоза просто нет. Но Сатана в представлении Булгакова тоже обладает человеческими качествами. Он сжалился над Маргаритой и вернул ей Мастера. Он же послушался Левия Матвея и дал им покой. Нравственный выбор Маргариты был определен в пользу зла.
Она продала душу дьяволу ради любви. И этот факт заслуживает
осуждения. По религиозным убеждениям она лишила себя шанса
попасть в рай. А Мастер тоже отказался от рая, когда он отрекся от
своего произведения.
Но произведения не могут сгореть. Раз напечатанное, произведе ние навсегда останется в сердцах людей. Как осталась когда-то в
миллионах сердцах Библия. Эта красивая сказка облагородила
огромное количество людей. Сделала их добрее. Для многих она стала верой в добро и определяющей силой в выборе поступков в реальной и повседневной жизни.
Так и книга Булгакова, его новое видение вечной темы добра и зла заставит пересмотреть свои позиции многих людей. И. хотя автор исправлял и улучшал свой роман до самой своей смерти и считается, что он его не дописал, его произведение останется в сердцах людей. Что приведет только к положительному результату. Я не верю в Бога, но считаю, что религии, книги, искусство только облагораживают человека, и это, безусловно, здорово! МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (По роману А. Булгакова и Маргарита») , ...так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. И. В. Гете. «Фауст»
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина...»
Это начало. Это первые строки романа Михаила Булгакова «Мастер и И с первых слов неведомые силы приковывают читателя к страницам и тянет роман за собой, увлекает, вливается в сердце, охватывает души, овладевает волей. И крепко держит роман свои тайны, бережет от бездумного читателя. Не почувствовав горячих импульсов, не уловив легкого дыхания романа, ничего не выпытаешь у него, останутся слова вереницами букв. Будем же, будем внимательны к голосу, идущему из книги, то тихому, то насмешливому, то резкому, как осенний ветер, то мягкому, как летние сумерки... Поспешим же на поиски истины; может, найдем ее, вдруг найдем... с читателем у Патриарших прудов, Булгаков ведет его по Москве двадцатых годов, по ее переулкам и площадям, набережным и бульварам, по аллеям садов, заглядывает в учреждения и коммунальные квартиры, в магазины и рестораны. Изнанка театральной жизни, проза существования литературной братии, быт и заботы обыкновенных людей предстают пред взором нашим. И вдруг магической силой, данной талантом, Булгаков переносит нас в город, отдаленный сотнями лет, тысячами километров. Прекрасный и страшный Ершалаим...
Висячие сады, мосты, башни, ипподром, базары, караван-сарай, А на балконе роскошного дворца, залитом жарким солнечным светом, стоит невысокий человек лет двадцати семи и отважно ведет странные и опасные речи.
«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой и ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью».
Это Иешуа, бродячий философ, переосмысленный Булгаковым образ Христа. Он смело говорит то, что считает то, до чего дошел сам, своим умом. Иешуа верит, что придет гармония на ис 70
терзанную землю и настанет царство вечной весны, вечной любви. Считая трусость одним из самых страшных пороков, сам он преступил черту внутренней несвободы. Иешуа раскован, над ним не тяготеет власть страха. «В числе прочего я говорил, — рассказывал арестант, — что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Иешуа мужественно переносит все причиняемые ему страдания. В нем горит огонь всепрощающей любви к людям. Он уверен, что лишь добро имеет право менять мир. У Булгакова Христос — реальная личность, а не овеянный легендами образ. И такая личность не могла не существовать. Видите ли, профессор, — принужденно улыбнувшись, отозвался Берлиоз, — мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.
— А не надо никаких точек зрения! — ответил странный профессор. — Просто он существовал, и больше Иешуа находится во дворце Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи, чье имя также есть на страницах Евангелия. Кто же он такой, этот Понтий Пилат, так часто упоминающийся в романе?
«В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище и что совершенно верно», — говорит он сам о себе. О нет! То неправда. Споры Иешуа и Пилата обнажают интеллектуальное равенство жертвы и палача.
Пилат интересовал многих писателей как личность, мучительно совмещающая в себе два начала. Внутри Понтия Пилата идет борьба добра и зла. Иешуа, изначально считая всех людей добрыми, видит в нем несчастного человека, изможденного страшной болезнью, замкнувшегося в себе, одинокого.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом",...смотреть целиком
  2. Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет глубокий нравственно-философский смысл. Проблемы, которые раскрываются в произведении, связаны с вечными человеческими ценностями, такими, как честь, достоинство, совесть, добро и любовь к ближнему. Автор...смотреть целиком
  3. Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав — пятый прокуратор Иудеи,...смотреть целиком
  4. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
    Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры. Его определяют...смотреть целиком
  5. Литературный мир 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Роман “Мастер и Маргарита” - вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Автор читал его фрагментами друзьям, но понимал, что опубликовать роман в условиях современной ему эпохи нереально. Лишь в 1966-1967...смотреть целиком
  6. Поиски истины (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
    Для М. Булгакова основным источником истины была религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей творческих — это знак, которым...смотреть целиком
  7. Путь мщения (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал до последних дней своей жизни. Над этим произведением он работал очень долго, полных двенадцать Последние страницы этого романа он диктовал своей жене. Но Булгаков при жизни так и не увидел свой роман изданным....смотреть целиком