Роман «Мастер и Маргарита» - произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и знал, что жизнь одно и после смерти нет ничего. Родители мои атеисты, и все эти паранормальные, чудесные явления для них - сказки с эффектом дурачества. Реальная жизнь - это то, что есть, а все другое - нам неизвестно, и нечего слушать неизвестно что. Так думают мои родители. Бабушка имеет другой, прямо противоположный взгляд. А я как-то не знаю, к какому лагерю примкнуть. Библию я старался прочесть, точнее, старался читать, но это непросто. Притчу о Лазаре я читал в «Новом Завете», когда мы изучали Достоевского; чуть раньше в школе обращались к библейским притчам и повествованиям.

Но Булгаков не просто использовал что-то отдельное в своем романе - он написал «Библию по-булгаковски». Возможно, ему это было сделать легко, так как в семье религиозные темы постоянно были на слуху - его оба деды были священниками, отец преподавал теософию.

Что я увидел у Булгакова? Для писателя не существует прошлого, будущего - все возможно здесь и сейчас. Можно одновременно перемещаться в разные времена и пространства. Можно побывать в древнем Ершалаиме или на Патриарших прудах. Можно рассмотреть мир божий и мир демонический. Можно быть мертвым в этом мире, а можно оставаться живым там, в другом измерении. Но, где бы ты ни был, и что бы ты не делал, следует помнить, что ты сам пишешь страницы своей жизни, и как напишешь, так тебе и «воздасться». Мне понравилось читать роман после его анализа - я хотя бы начал понимать и параллели, и диады с триадами. Хотелось взяться за карандаш и делать зарисовки, казалось, тени одних персонажей стоят за тенями других. Мастер - это Иешуа, а Иешуа - это Иисус Христос. Так же, как Иешуа, Мастер знает несколько языков. Он делает свое любимое дело - пишет роман и не отказывается от него даже тогда, когда жизнь становится невыносимой. Иешуа также до самой смерти жив убеждениями: все люди добрые, злых людей не бывает. Он сочувствует Иуде, так как у него есть предчувствия, что того ждет несчастье.

Иешуа не держит зла ни на Левия Матвея, который неправильно записывает на пергаменте его слова, ни на предателя Иуду, ни на Понтия Пилата. Он отошел от них в иной мир, и Мастер отходит в иной мир - попадает в сумасшедший дом. Но Булгаков не оправдывает оскорблений Христа. Тот остается недосягаемым. Иешуа до последнего вздоха исполняет свой долг, не просит помилования и не отказывается от своих мыслей. Мастер - земной человек и грешен. Он не выдерживает. Убегает от проблем, даже оставляет без известий свою любимую женщину, Маргариту. В этих двух образах просматривает временная беспредельность. Можно сказать, что в каждом есть частичка Иисуса - сына Божьего, и каждый может быть человеком честным, чистым - это не исчезает никуда. Моральные качества вечны, они были когда-то, есть и теперь.К сожалению, вечным является и зло.

Воланд убежден, что без зла не может быть и добра: как мог бы человек узнать, что такое добро, если бы не было зла? Через сравнение, допуская ошибки человек ищет истину. Ошибки провоцируют мир демонов. Это традиционно. А вот Булгаков показал, что человек - зло, страшнее демонов. В Москве, где появляется Воланд со своими помощниками, зла совершать не нужно. Оно уже есть. И его сделала не нечистая сила, а сами люди. Аннушка разливает масло - и гибнет Берлиоз (но масло - это мелочи); Поплавский срочно приезжает в Москву, так как не тоска по племяннику, а квартирка его беспокоит; Стёпа Лиходеев такие «кренделя» выделывает, что и демоны называют это «свинячеством» и выбрасывают его в Ялту. Воланд, как на параде, делает осмотр современных людей в театре и придет к выводу: «Люди как люди.

Те же самые, как и когда-то. Любят деньги…» Воланд имеет силу поднять из праха тех, кто был неправедным, грешил на земле. Так, Фрида не имеет покоя ни днем, ни ночью из-за того, что когда-то погубила своего ребенка. Тридцать лет ей напоминают о совершенном преступлении. И кто же отпускает ей грехи? Маргарита. Человек. Что хочет сказать Булгаков? Что человек может прощать грехи так же, как Бог? А может, то, что человек может делать добро и должен его делать. И если кто-то виновен, но уже умер, то, может, его следует извинить и не держать на него зла. Так же, когда это зло сидит в тебе самом. Вот сейчас, сидя на балу у Воланда, Маргарита одновременно находится в трех измерениях. Во-первых, она живая обычная женщина, жена высокого чиновника, возлюбленная Мастера - и это реальный мир; во-вторых, она в это время общается с потусторонними силами, т.е. выходит за пределы реальных возможностей обычного человека. В-третьих, ей дано право отпустить Фриде ее грех. Не роль ли высшей силы берет на себя человек? А позднее Мастер освобождает от греха даже Понтия Пилата.

Каждый ли обычный человек может иметь такие чрезвычайные возможности - быть свободным во времени и пространстве? Думаю, что нет. Мастер заслужил жизнь вечную, покой, так как среди московских литераторов, он единственный, кто не подвергся меркантильным интересам (дача, квартира, деньги), не бросил своей темы, дописал роман до конца. Он убегает от людей, но не от своей идеи. Маргарита способна быть в разных временах и пространствах, так как она тоже необыкновенная. Она по-настоящему любит. Подобной ее нет ни в одном мире - ни в библейском, ни в демоническом, поскольку, как сказал поэт, «лишь раз в тысячу лет приходит подобная любовь».

А возможно, Булгаков хотел показать, что в каждом времени есть что-то свое, выдающееся, уникальное. Современный мир с его приспосабливанием, изменой, лицемерием такой же, как и старый - там тоже были предатели и негодяи, но каждое время должно иметь какие-то свои особенности. Каждое время рождает своих героев. Но не всегда простым смертным сразу становится все ясно. И Иисус Христос прошел непростой путь земного, а потом и загробной жизни, пока его идеи начали утверждаться среди людей. Образ Иисуса живет в каждом сердце верующего человека - и время здесь не имеет значения. Мне кажется, что Булгаков сделал гениальную вещь: он показал, что зло и добро существовали и будут всегда. И человек имеет возможность сам выбирать, которой дорогой ему идти, и всегда должен думать о последствиях своих действий.

Похожие сочинения

  1. Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    «… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,– это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется...смотреть целиком
  2. Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них – это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман. Еще с эпиграфа: «… так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно...смотреть целиком
  3. Размышления над прочитанной книгой (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    Недавно я перечитал роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Когда я открыл его в первый раз, то оставил почти без внимания ершалаимские главы, замечая только сатирические эпизоды. Но известно, что, вернувшись к книге через какое-то...смотреть целиком
  4. Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и...смотреть целиком
  5. Мастер 1
    Считается, что в этом герое Булгаков отобразил много автобиографичного. До всех событий, описывающихся в романе, М. Был историком по образованию и работал в музее. Как-то он приобретает лотерейный билет и выигрывает крупную сумму. М. Бросает работу и...смотреть целиком
  6. Коровьев ,Фагот в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре иностранце и бывшем регентом церковного хора. Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А.К. Толстого...смотреть целиком
  7. То что создано гением убить нельзя
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер — двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это — живое лицо. Он одновременно похож и не похож на своего создателя. Но как бы там ни было,...смотреть целиком