«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина»— первая же фраза романа готовит внимательного читателя к тому, что повествование будет носить несколько необычный характер. Весна символически отображает начало. Здесь мы имеем в виду возникновение чего-то нового в жизни персонажей романа и вообще в мире. Один из героев романа находится в самом начале своего творческого пути. Во всей стране началась новая эпоха, и новая интеллигенция создает новую культуру. Делает свои первые шаги Некто в новом своем посещении человечества.

В тот день стояла небывало жаркая погода. Не будем думать, что этот случайный каприз природы, так как уже к концу этой главы мы узнаем, что автор не намерен с нами шутить и предлагать какие-то ни было случайности. Так что жара в начале романа так же имеет символическое значение. Человек физически очень плохо переносит жару. Затрудняется дыхание, следовательно, уменьшается доступ кислорода к головному мозгу, что замедляет процессы мышления. В самом тяжелом случае человек может получить тепловой удар и потерять сознание и умереть.

Описывая небывалую жару на улице, Булгаков имеет в виду, что события, которые нам предстоит узнать, произошли в чрезвычайных условиях и принесли немало путаницы в умы и души героев этой истории. Не все из них остались живы, а оставшиеся в живых могли позавидовать ушедшим. И как в подтверждение этого, измученные жарой Берлиоз и Бездомный, вместо прохладительного напитка получают только теплую абрикосовую, по запаху больше напоминающую странный химический состав. Проглотив его, они не чувствуют особого облегчения. Также, как и читатель, добравшийся до последней страницы романа, не почувствует облегчения. Жара в начале романа говорит о том, что трудные вопросы не найдут ответа и, закрывая последнюю страницу книги, читатель останется в смущении.

Вечер тоже несет в себе скрытый смысл. Вечер смешивает краски. Черное и белое вечером кажутся серым. Вечером человеку трудно различить те яркие краски, которые он видит при дневном свете. И даже «иностранец» появляется в сером костюме. Вечер предваряет ночь. А ночью происходит все самое таинственное. Ночь — время недобрых дел. Таким образом, первая же фраза романа рассказывает нам о том, что автор предлагает нам нечто необыкновенное и волнующее.

Обратимся теперь к героям, которых встречаем нас на первой странице. Итак, на пруд подышать вечерним воздухом явился солидный редактор большого журнала и молодой автор, которому старший товарищ, не теряя даром времени, решил прочитать лекцию на атеистическую тему. Берлиоз хорошо образован и уверен в своих знаниях. Иван молод и талантлив. Он не сомневается в словах Берлиоза. Иван внимательно слушает наставника и восхищается им. Берлиоз несколько нехотя объясняет молодому поэту свою точку зрения. Нет сомнения, что атеизм является безусловной позицией Берлиоза в вопросе религии в его голове не может появиться никакой другой мысли.

Иван молод, знания жизни его не настолько глубоки и чувства противоречивы. В душе Иван уверен, что мир создан Богом, и Сын его был на земле для искупления грехов человечества. Именно эта его внутренняя убежденность не устроила Берлиоза и явилась причиной их поздней беседы. Благодаря этой же уверенности Ивана, он остается жив после встречи с таинственным иностранцем. А Берлиоз погибает. Слишком образованный, слишком уверенный в себе, Берлиоз не может поверить незнакомому человеку, и ему легче объявить его сумасшедшим, чем задуматься и, возможно, изменить свою точку зрения.

Что мы можем узнать о таинственном иностранце из первой главы романа? Встреча с ним является роковой для обоих героев. Один теряет жизнь, другой — покой. Невозможно установить точно, даже как выглядит иностранец. Автор замечает, что на следующей утро его описывали множество людей и никто не сошелся во мнениях. Поэтому с трудом верится в то, что автор описал его точно. Итак, выглядел иностранец загадочно. Мы суверенностью можем сказать лишь то, что он говорил по-русски очень хорошо, и так же хорошо притворялся, что совсем не понимает по-русски. Представился он специалистом по черной магии. Для Берлиоза, гордящегося своими атеистическими взглядами, такое заявление, по меньшей мере — абсурд. Для читателя — это очень яркая иллюстрация беспомощности человека со всеми его познаниями перед непознанным, да, пожалуй, и непознаваемым.

Темой нашего рассуждения является знакомство героев. Можем ли мы назвать эту встречу знакомством? Ведь итогом знакомства должны быть какие-то более-менее продолжительные отношения. Отношения же наших героев ограничиваются этой встречей. Более того, один из героев в конце этой встречи и погибает. Второй же становится тоже мало способным к дальнейшему общению, так как все его мысли сводятся к тому, что он должен отомстить неизвестно кому за смерть своего товарища. Таким образом, мы не можем сказать, что Берлиоз и Бездомный познакомились тем вечером с интереснейшим человеком. Хотя собеседник их был, безусловно, уникален. И эта встреча позволила читателю однозначно сформировать свое отношение к Воланду и его свите с самого начала своего знакомства с ним.

Похожие сочинения

  1. Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....смотреть целиком
  2. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  3. Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите»
    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...смотреть целиком
  4. Портрет Воланда
    Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Но законное его время – лунные ночи, когда тени господствуют, становятся особенно причудливыми и таинственными. В такие ночи и совершается в романе все самое невероятное...смотреть целиком
  5. Образ Маргариты
    Маргарита - она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива....смотреть целиком
  6. Тайны романа «Мастер и Маргарита»  Новое!
    " Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она удушила своего ребенка." В этой фразе великая сила Маргариты, и позже, признавая себя легкомысленной, Маргарита объясняет свою просьбу стремлением даровать покой другому человеку....смотреть целиком
  7. Тема греха и покаяния в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Над своим романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков работает в 30-е гг. В романе он поднимает острые и актуальные темы: судьба художника в государстве, художник и власть, а также философские проблемы. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема...смотреть целиком