Одним из центральных образов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является образ Мастера, глубинный смысл которого во многом раскрывается в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Бездомным.
Знакомство происходит в клинике Стравинского. Уже в первых репликах разговора довольно полно раскрывается характер Бездомного. Только услышав его фамилию, Мастер вздыхает, морщась, и откровенно говорит Ивану, что его стихи «ужасно не нравятся». Сам же Бездомный тут же признается, что его творения на самом деле «чудовищны». Он искренне обещает своему гостю не писать больше и сдерживает свое обещание. Ученик Мастера сам не становится мастером, но он отрекается от заказных стихов, обретает вместо жалкого псевдонима подлинное имя, обращается к истории, и все это свидетельствует о сделанном им нравственном выборе. Проблема выбора — одна из важнейших проблем, раскрываемых Булгаковым в романе.
Встретившись с Бездомным, Мастер не только рассказал ему о Воланде, но и поведал собственную историю, связанную с написанием его романа и любовью к Маргарите.
Обстановка, в которой Мастер создавал свое произведение — это обстановка полной творческой свободы: «совершенно отдельная квартирка... маленькие оконца над самым тротуарчиком... Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен... и в печке... вечно пылал огонь». Здесь полное уединение, минимум комфорта, природа за окном. Присутствие в жилище Мастера огромного количества книг говорит, прежде всего, о важности для героя духовной пищи.
Называя Мастера «мастером», Булгаков противопоставляет его пошлому писательскому миру, описанному в романе. В слово «мастер» он вкладывает особое значение. Для него это человек, наделенный творческой свободой, силой слова, пониманием жизни. Кроме того, мастер понимается писателем как наставник, образец для подражания.
Встреча с Маргаритой наполняет жизнь героя новым смыслом. Он вдруг понимает, что «всю жизнь любил именно эту женщину». Любовь поразила обоих героев, как «поражает молния», как «поражает финский нож». Замужняя Маргарита осознает, что жила не с тем человеком, что жизнь ее была пуста, а некогда женатый Мастер даже не может вспомнить имени своей бывшей супруги. С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера становится еще уютнее после появления здесь Маргариты. Она приходит к нему каждый день, готовит завтрак, окружает его теплом и заботой. Маргарита принимает самое живое участие в написании романа. «Она сулила славу, она подгоняла его», она-то именно и стала называть его Мастером. Любовь Булгаков описывает как высшее проявление человеческого духа.
Когда Мастер вышел в жизнь со своим романом в руках, его «жизнь кончилась», случилась катастрофа. О мире литературы нынешний пациент клиники Стравинского вспоминает с ужасом. Этот мир поразил его. Поразил ложью, идеологической обусловленностью, жестокостью. Статьи критиков, донос Алоизия Могарыча сломили Мастера. Они породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, отречение от него, привели к утрате имени. Но им овладела отнюдь не та трусость, которая толкает человека на зло и подлость. Мастер поддался отчаянию, не выдержал враждебности, клеветы и одиночества. Он добровольно пришел в клинику Стравинского. Герой не борется, и этим писатель подчеркивает, что предназначение художника в творчестве, а не в борьбе.
«"Древние" главы романа «Мастер и Маргарита»,— утверждает литературовед Л. М. Яновская,— лучшие страницы, написанные Булгаковым,— роман Мастера. Булгакову удалось то, что почти никогда не удается художнику: показать сочинение героя и убедить читателя, что сочинение действительно высоко». Мастер сжигает свой роман, но для читателей он жив.
В литературоведении неоднократно отмечалась близость образа Мастера личности Михаила Булгакова. «Мастер — лишь один из моментов в судьбе Булгакова,— отмечал исследователь Н. П. Утехин,— отражение тех его слабостей, которые он изжил и осудил в воссозданном им характере своего героя»