Одним из центральных образов романа М. А. Бул­гакова «Мастер и Маргарита» является образ Масте­ра, глубинный смысл которого во многом раскрывает­ся в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Без­домным.

Знакомство происходит в клинике Стравинского. Уже в первых репликах разговора довольно полно раскрывается характер Бездомного. Только услышав его фамилию, Мастер вздыхает, морщась, и откровен­но говорит Ивану, что его стихи «ужасно не нравят­ся». Сам же Бездомный тут же признается, что его творения на самом деле «чудовищны». Он искренне обещает своему гостю не писать больше и сдерживает свое обещание. Ученик Мастера сам не становится мастером, но он отрекается от заказных стихов, обре­тает вместо жалкого псевдонима подлинное имя, об­ращается к истории, и все это свидетельствует о сде­ланном им нравственном выборе. Проблема выбора — одна из важнейших проблем, раскрываемых Булгако­вым в романе.

Встретившись с Бездомным, Мастер не только рас­сказал ему о Воланде, но и поведал собственную исто­рию, связанную с написанием его романа и любовью к Маргарите.

Обстановка, в которой Мастер создавал свое произ­ведение — это обстановка полной творческой свобо­ды: «совершенно отдельная квартирка... маленькие оконца над самым тротуарчиком... Напротив, в четы­рех шагах, под забором, сирень, липа и клен... и в печ­ке... вечно пылал огонь». Здесь полное уединение, ми­нимум комфорта, природа за окном. Присутствие в жилище Мастера огромного количества книг говорит, прежде всего, о важности для героя духовной пищи.

Называя Мастера «мастером», Булгаков противо­поставляет его пошлому писательскому миру, опи­санному в романе. В слово «мастер» он вкладывает особое значение. Для него это человек, наделенный творческой свободой, силой слова, пониманием жиз­ни. Кроме того, мастер понимается писателем как на­ставник, образец для подражания.

Встреча с Маргаритой наполняет жизнь героя но­вым смыслом. Он вдруг понимает, что «всю жизнь лю­бил именно эту женщину». Любовь поразила обоих ге­роев, как «поражает молния», как «поражает фин­ский нож». Замужняя Маргарита осознает, что жила не с тем человеком, что жизнь ее была пуста, а некогда женатый Мастер даже не может вспомнить имени сво­ей бывшей супруги. С образом Маргариты связана из­любленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера становится еще уютнее после появления здесь Маргариты. Она приходит к нему ка­ждый день, готовит завтрак, окружает его теплом и заботой. Маргарита принимает самое живое участие в написании романа. «Она сулила славу, она подгоняла его», она-то именно и стала называть его Мастером. Любовь Булгаков описывает как высшее проявление человеческого духа.

Когда Мастер вышел в жизнь со своим романом в руках, его «жизнь кончилась», случилась катастро­фа. О мире литературы нынешний пациент клиники Стравинского вспоминает с ужасом. Этот мир поразил его. Поразил ложью, идеологической обусловленно­стью, жестокостью. Статьи критиков, донос Алоизия Могарыча сломили Мастера. Они породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, от­речение от него, привели к утрате имени. Но им овла­дела отнюдь не та трусость, которая толкает человека на зло и подлость. Мастер поддался отчаянию, не вы­держал враждебности, клеветы и одиночества. Он добровольно пришел в клинику Стравинского. Герой не борется, и этим писатель подчеркивает, что пред­назначение художника в творчестве, а не в борьбе.

«"Древние" главы романа «Мастер и Маргари­та»,— утверждает литературовед Л. М. Яновская,— лучшие страницы, написанные Булгаковым,— роман Мастера. Булгакову удалось то, что почти никогда не удается художнику: показать сочинение героя и убе­дить читателя, что сочинение действительно высо­ко». Мастер сжигает свой роман, но для читателей он жив.

В литературоведении неоднократно отмечалась близость образа Мастера личности Михаила Булгако­ва. «Мастер — лишь один из моментов в судьбе Булга­кова,— отмечал исследователь Н. П. Утехин,— отра­жение тех его слабостей, которые он изжил и осудил в воссозданном им характере своего героя»

Похожие сочинения

  1. Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....смотреть целиком
  2. Воланд 3
    ВОЛАНД — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940), дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной...смотреть целиком
  3. Сатирические образы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Человеческая судьба и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам добра и красоты. Их постижение не возможно без терпения, мужества, любви и духовного созидания. Путь духовного совершенствования человечества-...смотреть целиком
  4. "Все, кружась, исчезает во мгле - неподвижно лишь солнце любви" (В. Соловьев)
    по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Основная тема романа "Мастер и Маргарита" - борьба добра и зла. Большинство персонажей символизируют зло. Жадность, взяточничество, зависть, притворство, предательство и т.д. - все...смотреть целиком
  5. «Мастер и Маргарита» Булгаков - Дьявол и его литературные предшественники
    ... Так кто ж ты, наконец? Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст М. А. Булгаков - выдающийся писатель русской и мировой литературы. Крупнейшим его произведением является роман "Мастер и Маргарита"....смотреть целиком
  6. Нравственные эксперименты Воланда
    Если попытаться апределить одним словом богатство идей и образов романа Мастер и Маргарита, то можно сказать, ҹто это роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ниҹтожный, второстепенный, становится уҹастником фантастиҹеского...смотреть целиком
  7. Мастеру дарован покой (сочинение Булгаков «Мастер и Маргарита»)
    Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков начал писать в 1928 году. Доведенный до 15-го раздела, в 1930-му году роман был уничтожен автором, а в 1932 году он был начат снова. В этом романе описывается жизнь людей 30-х годов XX ст. Параллельно с этим описанием...смотреть целиком