Повесть «Ионыч» (1898) также рассказывает о крушении человека, который оказался побежденным той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он сам искренне презирает. Это история падения молодого талантливого врача, который выбирает путь постепенного материального обогащения и одновременно духовного обнищания. Внутренняя эволюция доктора Старцева особенно наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной.

В русской классической литературе любовь всегда была важным испытанием для героя. Старцев этого испытания не выдерживает. Он влюблен в Екатерину Ивановну, но романтика любви, ее поэзия ему чужды. Уже в самом начале повествования он ощущает себя каким-то отяжелевшим — не только физически, но и духовно: «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки…» И фамилия героя — Старцев — оказывается «говорящей». Старцев не просто погибает, поддаваясь обстоятельствам. Он уступает им с готовностью, без малейшего сопротивления, очень быстро. Никаких внутренних терзаний не происходит; ему не приходится бороться с собой, мучиться, переживать… Объектом критического анализа становится не только мертвящая сила пошлости, обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой.

Для раскрытия своей идейно-художественной концепции Чехдв с большим мастерством использует в «Ионыче» категории художественного времени и пространства. Старцев знакомится с Туркиными весной; завершаются события осенью. Таков временной цикл Старцева. А дальше время для него остановилось: у Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он отгораживается и от времени, и от людей. Его пространство крайне ограниченно. Правда, ему приходится много ездить, но постоянно по одному и тому же маршруту. Его движение организовано по принципу маятника: он все равно вернется к исходной точке. Не случайно в повести используется важная деталь: тройка с бубенчиками. Как часто упоминается такая тройка и в устно-поэтическом творчестве, и в литературе, как много представлений связано с ней! Русская тройка стала символом не просто быстрой езды, но смелой устремленности вдаль, вольной волюшки, раздолья, ямщицкой песни… Тройка у Ионыча есть и даже с бубенчиками, но ехать далеко ему не придется. И сам он не захочет, да и кучер Пантелеймон (его эстетический дублер) не поедет и тем более песен ямщицких петь не будет.

Старцев произносит хорошие речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…». Однако у Чехова далеко не всегда призывы к труду и даже сам по себе труд являются гарантией спасения человека. Труд должен быть одухотворен «общей идеей», иначе он делается бессмысленным. Ионыч трудится постоянно, каждый день, но лишь для того, чтобы «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой», и периодически отвозить их в банк. Чехов рассказывает не только о гибели человека. Доктор Старцев, бывший когда-то хорошим врачом, деформируется и как специалист. И даже Туркииы, бездарность и ограниченность которых высмеивались в повести, в финале оказываются выше Ионыча: при всей их ущербности в них все же осталось что-то человеческое, они способны вызывать жалость. О Старцеве же в конце сказано: «Кажется, что едет не человек, а языческий бог». Это и есть итог эволюции Ионыча: не человек — определение, относящееся к целому ряду персонажей, которых Чехов презирает и ненавидит,— Аксинья («В овраге»), Наташа («Три сестры»), Яша («Вишневый сад»).

Похожие сочинения

  1. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч»
    Имя Антона Павловича Чехова навсегда останется в русской литературе как одно из самых громких. Его рассказы и пьесы отразили жизнь русского общества конца XIX - начала XX века. Проблемы, о которых писал Чехов в своих произведениях, не утратили актуальности...смотреть целиком
  2. ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу "Ионыч")
    В образе Ионыча Чехов показал, как создавались типы, подобные Беликову, их эволюцию. Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцев а. В раскрытии содержания этих четырех этапов Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя,...смотреть целиком
  3. Крушение человека в повести Чехова «Ионыч»
    Повесть «Ионыч» (1898) также рассказывает о крушении человека, который оказался побежденным той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он сам искренне презирает. Это история падения молодого талантливого врача, который...смотреть целиком
  4. Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча  Новое!
    Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. А. П. Чехов События рассказа «Ионыч» происходят в губернском городе С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит читателя с семьей...смотреть целиком
  5. Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.Образ доктора Старцева в повести А.П.Чехова "Ионыч".
    В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие,...смотреть целиком
  6. Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева
    А.П. Чехов – мастер короткого рассказа. В сравнительно небольшом объеме писатель умел сосредоточить основные идеи, раскрыть глубокий замысел задуманного. В произведениях Ч. Почти никогда нет сюжета, а чаще всего идет рассказ об одном эпизоде или о том,...смотреть целиком
  7. Почему доктор Старцев стал "Ионычем"
    Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни....смотреть целиком