Отчаяние героя повести при мысли о напрасно прожитой жизни до некоторой степени напоминает основной мотив «Смерти Ивана Ильича» (886). Есть, однако, и различия. Толстой в своей повести на первый план выдвигал проблемы философские, общечеловеческие. Иван Ильич был важен автору как обычный, «средний» представитель целого разряда подобных ему людей. В его жизни до смертельной болезни не было никогда ничего сколько-нибудь замечательного.

Совсем иным предстает перед читателем профессор из повести Чехова. Он прожил большую и нужную людям жизнь, его имя по справедливости стало знаменитым. Тем трагичнее история видного ученого, человека высокой интеллектуальной культуры, который в поисках высокого смысла жизни ощущает себя совершенно одиноким и не способным никому помочь — ни родной дочери, ни своей воспитаннице Кате, которая безуспешно просит у него совета, помощи, поддержки: «Ведь вы мой отец, мой единственный друг!.. Вы были учителем! Говорите же: что мне делать?» Ответа на этот самый важный вопрос у Николая Степановича нет, что является для Чехова признаком ущербности не только сумрачной действительности, но и самого героя при всей его положительности.

Николай Степанович интересует писателя не как человек, нашедший истину, которая уже известна писателю и которая должна быть открыта всем читателям. Чеховский герой не знает истину (да и писатель вовсе не выдает себя за ее носителя или пророка); но отсутствие «общей идеи» его мучает, он остро и болезненно ощущает трагический разлад в жизни, касающийся вовсе не его одного и поэтому еще более заметный.

Поиски настоящей правды, желание преодолеть томительное бездействие, осознать цель и назначение человека определяют многое не только в творчестве Чехова, но и в его биографии. Поездка Чехова на Сахалин в 1890 г.— закономерный результат всей предшествующей деятельности писателя, его ответ на вопрос: как быть и что делать передовой интеллигенции в затхлой тюремной обстановке 80-х годов. Его очерки, собранные в книгу «Остров Сахалин»,— гневное и смелое слово писателя-демократа, разоблачившего весь ужас всероссийской каторги с характерной для нее «предельной степенью унижения человека, дальше которой нельзя уже идти».

По признанию самого Чехова, поездка на Сахалин способствовала его возмужанию, усиливая острое недовольство окружающей действительностью — слишком спокойной и безмятежной по сравнению с теми впечатлениями, которые он вынес из знакомства с каторгой. На острове Чехов встретил бродягу по прозвищу Красивый. Он был перевозчиком и поразил писателя не только добродушным видом, но и совершенно неожиданной на каторге полной удовлетворенностью жизнью. В 892 г. Чехов опубликовал рассказ «В ссылке». В центре повествования — бродяга Семен, прозванный Толковым, тоже_ перевозчик. И он активно проповедует своеобразную философию непротивления. Счастье в жизни Толковый видит в отсутствии всякого желания. Он дошел до того, что может, по его словам, «голый на земле спать и траву жрать», и тут же добавляет: «И дай бог всякому такой жизни». Чехов, ранее испытавший некоторое влияние толстовской философии (она отразилась в его детских рассказах, в «Хороших людях», 1886; «Беде», 1886; «Нищих», 1887), после сахалинского путешествия (под влиянием встреч с бродягой Красивым и ему подобными) уясняет всю опасность проповедей о непротивлении, которые особенно фальшиво звучали на Сахалине, где унижение человека было доведено до предела.

Недаром писатель специально отмечал, что до поездки на Сахалин «Крейцерова соната» Толстого была для него событием, а теперь кажется «смешной и бестолковой». И в рассказе, созданном на материале новых наблюдений, Чехов выступает противником призывов к смирению и внутреннему самоусовершенствованию.

Похожие сочинения

  1. Мастерство А. П. Чехова-рассказчика
    Литература — это не только отражение действительности, но и особый мир, созданный искусным художником слова. Мы, читатели, погружаемся в этот мир и как бы растворяемся в нем, становимся причастными к переживаниям героев. Читая рассказы А. П. Чехова,...смотреть целиком
  2. ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ "ИОНЫЧЕМ"?
    Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом ! Н.В. Гоголь. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П.Чехова...смотреть целиком
  3. Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч»
    В рассказе «Ионыч», написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая...смотреть целиком
  4. Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч»
    В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие,...смотреть целиком
  5. Могла ли любовь спасти доктора Старцева  Новое!
    На вопрос, поставленный в теме сочинения, я отвечу так: конечно, могла бы... если бы она у него была. А ее не было даже тогда, когда он, как пишется в рассказе, «был молод, и свеж, и влюблен». Дмитрий Ионович с удовольствием смотрел на плечи Котика,...смотреть целиком
  6. А.П.Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере рассказа "Ионыч").
    Рассказ «Ионыч» А. П. Чехова построен на сопоставлении двух миров — Старцева и Туркиных. В начале рассказа Туркины — это духовно примитивная среда провинциального города, это символ пошлости и шаблонного мышления. Здесь литература сведена до уровня домашнего...смотреть целиком
  7. Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”
    Темой многих рассказов А. П. Чехова, например «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», является обличение человеческих пороков. Чеховские персонажи стали символами угодничества и чинопочитания, а их имена — именами нарицательными. Чехов...смотреть целиком