Берегите в себе человека.

А. Чехов

В рассказе «Ионыч» Чехов нарисовал драму крушения человеческой личности, ярко показал убийственную опас­ность примирения с существующим строем, подчинения господствующим нравам и принятой морали.

Знакомство с жизнью города С., где происходят собы­тия, Чехов начинает с представления нам «самой обра­зованной и талантливой семьи» Туркиных. Глава семей­ства — Иван Петрович — любил устраивать спектакли, в которых сам и играл, его жена Вера Иосифовна писала романы, а дочь Екатерина Ивановна, или Котик, как ее называли в семье, играла на фортепиано. Жизнь в городе в целом скучна и однообразна, и даже представители этого «талантливого» семейства в конечном счете оказы­ваются довольно бездарными, такими же скучными и достаточно недалекими. А восприятие их Старцевым в первый вечер знакомства было своего рода зеркалом его самого, молодого, доброжелательного, еще наивного земс­кого врача, изрядно соскучившегося в своей глуши по хорошему обществу. Поэтому весь вечер доктор воспри­нимал как праздник, и все ему казалось «так приятно, так ново».

Чрезвычайно довольный новым знакомством, доктор Старцев вновь возвращается к своей работе. Он занимает­ся любимым делом и полон желания трудиться на благо общества. Но дело в том, что общество это имеет интересы довольно мелкие, а жизнь ведет праздную и легкомыслен­ную, пустую. С такими людьми хорошо играть в карты или обедать, но ни в коем случае нельзя разговаривать о науке, искусстве, политике (что всегда интересовало докто­ра) — вас просто не поймут или обидятся.

И мы видим, что очень постепенно, но неуклонно Старцева стала засасывать эта трясина. Вот по проше­ствии длительного времени он снова попадает к Туркиным, и в его сердце просыпается любовь к молоденькой Екатерине Ивановне. Но рядом с мечтами о будущем его постоянно мучает вопрос: «К лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку... делать глупость? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?» И эта опасливая оглядка, а позже и неожидан­но расчетливые мысли («А приданого они дадут, должно быть, немало....») заметно перебивают лирическое настро­ение влюбленного.

Несмотря на мечты и надежды, доктор получил отказ от самой девушки. О, как он переживал и мучился — це­лых три дня!

Постепенно Старцев все больше погружается в трясину обывательского существования. При мысли о прежней сво­ей любви он уже испытывает облегчение, что все так «бла­гополучно» закончилось, а после - вовсе забывает.Если первое время Старцев работал вдохновенно, тща­тельно, «с любовью», то дальше, с появлением большой практики, он начинает принимать больных поспешно. В конце же знаменитый доктор приобрел практику просто огромную, у него «уже есть два имения и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее...»

Постепенно растворяется та грань, которая отделяет доктора от бездумного обывательского общества. Он ста­новится «своим» этим людям, и они все чаще называют его по-простому, без должного уважения — Ионычем. Всем в городе становятся знакомы его привычки и капризы, к которым относятся с пониманием, а Ионыч, в свою очередь, охотно играет вечерами в карты, и никакое искусство или наука его больше не волнуют и не интересуют. У доктора появилась новая забава — считать деньги, полученные от больных, и прятать их в банк.

Прошло несколько лет, он снова попадает к Туркиным. «А хорошо, что я на ней не женился», — думает Ионыч про Екатерину Ивановну. Он замечает значитель­ные перемены в девушке, она повзрослела, самостоятель­ная жизнь в незнакомом городе многому ее научила. Но доктора уже не могут тронуть ничьи чувства, он способен лишь брюзжать и раздражаться. Даже та искра, «затеп­лившийся огонек», который девушке удалось разжечь в его душе, быстро гаснет при воспоминании «про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием».

Все, что было в нем страстного, живого, способного к любви и самозабвению, угасло, теперь ему все безразлич­но. Он так и остался одиноким, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Только и осталось ему играть в винт по вечерам, а после — ужинать одному за боль­шим столом. Сердце у него очерствело, он груб и безду­шен с пациентами. «Пухлый, красный» Ионыч теперь мало похож на человека, он больше напоминает язычес­кого бога.

С неотразимой убедительностью Чехов сумел показать нам процесс деградации человека, поддавшегося обезду­шивающему влиянию чудовищной окружающей среды, его духовное обнищание. Самое страшное в этом то, что сам человек не замечает трагедии, драмы, которая разыгрыва­ется у него внутри, поскольку стремление к покою и сыто­сти очень медленно, но неумолимо убивает его мечты и надежды, иссушает ум и оглупляет сердце. И очень пе­чально то, что никто и ничто уже не сможет разбудить в Ионыче доктора Старцева...

Похожие сочинения

  1. Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
    Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») 1. Картины мещанского быта. 2. Надежды и стремления молодого Старцева. 3. Пустота жизни Ионыча. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» показывает нам картину типичного мещанского быта. Писатель...смотреть целиком
  2. ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу "Ионыч")
    В образе Ионыча Чехов показал, как создавались типы, подобные Беликову, их эволюцию. Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцев а. В раскрытии содержания этих четырех этапов Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя,...смотреть целиком
  3. Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч»  Новое!
    Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся... А. П. Чехов Рассказ Чехова из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни Дмитрия Ионыча Старцева. Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в земскую...смотреть целиком
  4. Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"
    В рассказе Чехова «Ионыч» писатель обращается к теме интеллигенции. Эта тема просторно обсуждалась литературной общественностью. Критике подвергались пошлость, отсутствие общественных запросов, сосредоточенность па сфере быта, равнодушие к социальным...смотреть целиком
  5. Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)
    В коротких рассказах А. П. Чехова зачастую вмещаются целые человеческие судьбы. Всего несколько страничек текста, а читателю кажется, что он прочитал целый роман,— столько он получил впечатлений и столько перед ним встало вопросов, требующих глубоких...смотреть целиком
  6. В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»
    Во многих своих рассказах А.П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение человеческой души. Четыре главы обращены...смотреть целиком
  7. Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч»
    В рассказе «Ионыч», написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая...смотреть целиком