ВЕРШИНИН — центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Подполковник В., батарейный командир — тот самый русский человек, который, по его собственным словам, «с женой замучился… с домом замучился…», «терпит и только жалуется». Приходя с визитом к сестрам Прозоровым, В. оказывается в родном для него пространстве — душевной теплоты, культуры, врожденной дворянской деликатности. Он восхищается их «чудесною квартирой» и признается, что в жизни ему всегда не хватало именно такой квартиры — «с цветами, с массою света…». Проживающий свою жизнь «начерно», В. жалеет, что «молодость прошла», оставив ему умение терпеть тягости жизни и привычку «философствовать» по поводу и без повода. Его главная мысль о жизни, которую он не устает повторять, — это мысль о том, что «через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной» и человек должен «предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней». На «теперешнюю жизнь» В. смотрит как бы из этого отдаленного будущего — как в перевернутый бинокль. Он убежден, что в настоящем счастье немыслимо, невозможно. И он не очень верит в способность Тузенбаха быть счастливым уже сейчас: «Счастья нет, не должно быть и не будет для нас».

Из жалоб, доверительных разговоров, споров и «философствований» неизвестно, как и почему пробилась прекрасная, высокая любовь Маши и озарила его жизнь счастьем. В. еще утверждает, что молодость прошла, еще упрямится и возвращается к мыслям о том, что будет «через двести-триста лет». Но его уже охватывает новое, особенное настроение: «Хочется жить чертовски…» В ночь пожара — «мучительную» ночь нервных срывов, душевного утомления — прекрасно и мощно звучит объяснение в любви Маши и В.: «Любви все возрасты покорны…» Эта любовь поколебала убежденный философский пессимизм В. Перед разлукой навсегда он «философствует» в последний раз: «Жизнь тяжела. Она представляется многим из нас глухой и безнадежной, но все же, надо сознаться, она становится все яснее и легче…» Первый исполнитель роли В. — К.С.Станиславский (1901). Среди других исполнителей — М.П.Болдуман (1940), Е.З.Копелян (1965).

Похожие сочинения

  1. К чему стремятся и в чем разочаровываются героини пьесы А. П. Чехова «Три сестры»
    Пьесу «Три сестры» Чехов писал в Ялте, в самом начале нового века. И хотя пьеса была названа им драмой, в ней трагические мотивы переплетаются с комическими, много смеха, радости, музыки, к которым тянутся герои. Ощущение близости «здоровой, сильной...смотреть целиком
  2. "В Москву! В Москву" ("Три сестры" А.П.Чехова)
    Эту пьесу Чехов писал в Ялте, в самом начале нового века, когда слышнее, звонче становились голоса освобождения жизни. И хотя пьеса была названа им драмой, в ней трагические мотивы переплетаются с комическими, много смеха, радости, музыки, к которым...смотреть целиком
  3. Пересказ драмы Чехова «Три сестры»
    Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых. Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. «На дворе солнечно, весело», а в зале накрывается стол, ждут гостей — офицеров расквартированной в городе артиллерийской батареи...смотреть целиком
  4. Тема времени в пьесе А.П. Чехова «Три сестры»
    Антон Павлович Чехов - драматург, не менее тонкий и пластичный, чем Чехов-прозаик. Его пьесы не сходят со сцен современных театров всего мира, подтверждая мысль, что истинный талант не имеет границ. Магическое значение времени и места в пьесах Чехова...смотреть целиком
  5. Сочинение по пьесе Чехова «Три сестры»
    Пьеса «Три сестры» (1900) была написана Чеховым специально для Московского Художественного театра. Героини произведения — сестры Ольга, Маша и Ирина — изображены автором с нескрываемым сочувствием. Но обострившееся на переломе двух веков его критическое...смотреть целиком