Чехов – автор социально-психологических пьес, в которых повышенное внимание уделяется чувствам и переживаниям. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия; в них нет счастливых людей. Герои слишком подавлены собственными бедами, а потому плохо слышат друг друга. Общение между ними редко переходит в диалог. Это создаёт атмосферу психологической глухоты и усиливает ощущение всеобщего одиночества. Отсюда особенность драматургии Чехова:
1) Недоговоренность
2) Намёк
3) Подводное течение
4) Пьеса Чехова – пьеса размышления, рассчитанная на сотворчество.
Задача Чехова в театре – беспокоить зрителя реалистическим показом жизни, заставить его самого искать формы переустройства.

Старые хозяева жизни
(Образ Раевской и Гаева)
Владеть живыми душами – ведь это переродило всех их. Жизнь за чужой счёт, без цели, без чувства долга превращает этих героев, не плохих в общем то людей, в недотёп, неспособных решить судьбу вишнёвого сада. Постепенно стираются границы между лёгкостью и легкомыслием, простотой и пустотой. Она сентиментальна при встрече с домом и равнодушна к судьбе Фирса. Мотовство, привычка сорить деньгами, беспомощность и непрактичность, несерьёзное отношение к материнским обязанностям – основные черты характера Раевской. Барские капризы пятидесятилетнего ребёнка Гаева вызывают не только капризы, но и презрение. Эти люди не способны уберечь Вишнёвый сад.

Лопахин
Лопахин – русский буржуа, энергичный. Целеустремлённый, деловитый, он вызывает двойственное ощущение. С одной стороны чрезвычайная расчётливость, рассудочность вызывает неприятие героя, но нельзя не заметить его искренности, чуткости и доброты по отношению к Раевской. И при всём самодовольстве и торжестве при покупке вишнёвого сада мы чувствуем уныние и грусть Лопахина, понимающего скоротечность и изменчивость жизни. Настойчивые удары топора о вишнёвые деревья в финале пьесы заставляют думать о том, что навсегда уходит в прошлое жизнь дворянских усадеб, а новые хозяева в погоне за богатством губят и уничтожают красоту.

Тема молодого поколения в пьесе
(Петя Трофимов и Аня)
Своей пьесой автор ставит вопрос – кому суждено быть творцом новой жизни. Ответа на этот вопрос не даёт ни автор ни сама жизнь, но готовность к новому Чехов подчёркивает в двух героях – Ане и Пете. Там где Петя говорит о неустроенности старой жизни и зовёт к жизни новой, автор ему сочувствует, ибо это мысль самого Чехова. Но в рассуждениях Пети нет личной силы, способности к реализации сказанному. Подобно всем недотёпам в пьесе, он не складен и бессилен перед новой жизнью, но слова его речи могут будоражить слушателей, в частности Аню, в образе которой подчёркивается прежде всего молодость и неопытность. Аня тоже готова изменить жизнь и предощущение грядущего переворота зреют в обществе и находят отклик в душах людей похожих на Аню.




Второстепенные персонажи пьесы
Вишнёвый сад
Каждый персонаж имеет своё значение для осмысления проблематики произведения: Семёнов Пищик – на его примере дан другой вариант судьбы дворянина. Его судьбы пока не продаётся, но благополучие держится на случае. В образе Шарлоты – судьба нелепа и парадоксальна, подчёркивается роль случая в жизни человека. Епиходов – человек проживающий не свою жизнь. Ему, претендующему на образованность и возвышенность чувств, судьбы уготовила лишь 22 несчастья. На хозяев Раневскую и Гаева, в образах слуг утрированны черты характера старых хозяев жизни. Фирс – райская преданность господам и забвенная личность, проявление пережитков крепостнической поры. Трагедия Фирса – вина хозяев относящимся к людям как к вещам. Главный образ пьесы, центр её – это Вишнёвый сад. В этом образе совмещается конкретное и вечное (молодость, воспоминания, чистота, счастье). С этим образом и связана тема будущего России. Вокруг образа Вишнёвого сада располагаются все персонажи и у каждого из них свой сад. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Сад углубляет философскую проблему пьесы – одиночество никем нелюбимых героев в вечном круговороте жизни.

Конфликт пьесы
В пьесе нет традиционного, ярко выраженного противоборства сторон и столкновения различных жизненных позиций. Источник же драматизма не в борьбе за Вишнёвый сад, а в субъективном недовольстве жизнью, которое переживают ВСЕ герои. Жизнь идёт нелепо и нескладно, не принося никому ни радости, ни счастья, и потому всех героев есть ощущение временности своего пребывания в мире.

Жанр пьесы
Чехов: « Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Внешне события драматичны, но печальное у Чехова оборачивается комичным, порою фарсовым (театральная пьеса лёгкого игривого содержания с внешними комическими эффектами). Жанровое своеобразие пьесы заключается в комедийном звучании при наличии остродраматических ситуаций:
1 Подтекст (монолог Гаева к шкафу сопровождается Лопахинским коротким замечанием: «Нда..»; «Мне 1 год, как это ни странно»).
2 Смысловой подтекст:
Лопахин обращается к Гаеву и Раевской: «Думайте, думайте…» - а думать они не умеют.
Гаев говорит: «Пострадал за убеждения…» , а у него лишь одно убеждение – зачем трудиться , всеравно умрёшь. За такие убеждения он действительно страдает – потерял всё.
3 Комическое достигается в пьесе не только созданием забавных ситуаций, но и приёмом умолчания, недоговоренности.

Похожие сочинения

  1. «Вишневый сад» — драма или комедия  Новое!
    Высокая комедия не основана единственно на смехе... и нередко близко подходит к трагедии. А. С. Пушкин Почему А. П. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией? Ответить на этот вопрос очень трудно. В XIX веке происходит некое смешение жанров, их...смотреть целиком
  2. Образ и характер Раневской
    «Вишневый сад» — последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. Выработанные им новые стилевые принципы, новые «приемы» построения сюжета и композиции воплотились в этой пьесе...смотреть целиком
  3. Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    1. Вишневый сад как место действия и основа сюжета пьесы. 2. Значение вишневого сада в настоящем, прошлом и будущем персонажей пьесы. 3. Сопоставление вишневого сада с Россией. Название пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» представляется вполне закономерным....смотреть целиком
  4. Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова "Вишневый сад"
    Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? Что является в ней той “пружиной”, которая движет действиями, переживаниями и размышлениями героев? На первый взгляд в произведении дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе рубежа...смотреть целиком
  5. Ход времени в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"
    Пьеса “Вишневый сад” — шаг в развитии Чехова-драматурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это время вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить существующее состояние страны, найти выход из...смотреть целиком
  6. Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова "Вишневый сад"
    Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” вызвала бурные споры как среди актеров и постановщиков, так и среди критиков и зрителей. Антон Павлович решительно не принимал трактовки своего произведения как “слезливой драмы” и подчеркивал в беседах со Станиславским...смотреть целиком
  7. Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад"
    Чехов, пришедший в литературу в 80-е годы XIX века, остро чувствовал обреченность прежних форм жизни и неизбежность появления новых. Это вызывало и надежду и тревогу. Такие настроения отражены в последней пьесе драматурга “Вишневый сад”. Один французский...смотреть целиком