Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» была создана в 1903— 1904 годах. Относительно ее жанра — что это — драма или комедия? — спор продолжается и поныне. Сам автор настаивал на том, что это не драма, а комедия, местами даже фарс. Спор Чехова с постановщиком пьесы Станиславским имел принципиальное значение. Один из критиков писал, что «Вишневый сад» — это «памятник над могилой симпатичных белоручек».

Проблематика пьесы явилась откликом на вопросы, волновавшие русское общество перед революцией 1905 года. Основная тема пьесы — гибель дворянского гнезда. В ней глубоко затронуты вопросы гибели старого уклада жизни. А вишневый сад — это символ старой помещичьей России. Он переходит в руки новых владельцев вместе с самой Россией. Гибель дворянского класса была истори - чески закономерна. Остатки феодально-дворянского строя должны были рухнуть и рухнули под напором капитализма. Победа Лопахина над Гаевым и Раневской — вторая тема пьесы. В образах Трофимова и Ани представлена Россия будущего. Это третья тема пьесы, хотя даже сам Чехов признавал, что она не «прописана» до конца. Кто же такие эти «симпатичные белоручки»? Вишневый сад дорог его владельцам — Раневской, Гаеву, дорог как воспоминание о детстве и молодости, благополучии, о легкой, изящной жизни. Они плачут о потере сада, но, фактически, именно из-за их неспособности выйти из своих финансовых проблем они отдают свой любимый сад под топор. Поэзия вишневого сада и его «дворянское прошлое» заслоняют от них жизнь и требования нового времени. Лопахин правильно называет их «легкомысленными, неделовыми, странными людьми».



На первый взгляд Раневская кажется милым и привлекательным человеком. Личная жизнь ее сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тратит средства на человека, который ее обманул и продолжает обирать. Чувства ее выражаются несколько преувеличенно, что заставляет усомниться в их силе и глубине. Несколько странно выглядит восхищение «шкафиком» и «столиком». Раневская умна и способна трезво сама себя оценить, но ничего изменить и исправить не умеет. Она упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги, в то время как бедная Варя экономит на еде, но продолжает сорить деньгами. Она привязана к Ане и Варе, но уезжает, фактически оставив их на произвол судьбы, забрав последние деньги. Даже ее любовь — это тоже своего рода отрыв от реальности, ибо эта любовь к человеку подлому и бесчестному. Скорее всего, как и со своими экономическими проблемами, она не в силах в ней разобраться, так как «плывет по течению». И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей сентиментальности, безволии в ней есть бескорыстная доброта, широта натуры, способность к искреннему, горячему чувству. Ее искренне любит Петя Трофимов, а Лопахин говорит, что она хороший, легкий, простой человек.

Гораздо мельче Раневской ее брат Гаев. И он способен говорить простые, искренние слова и со стыдом понять собственную глупость и пошлость. Но недостатки сестры—легкомыслие, непрактичность, безволие —доходят у Гаева до карикатурных размеров. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, а Гаев в порыве умиления произносит перед ним речь в «высоком стиле», впадая в слезливый восторг. В собственных глазах он — аристократ самого высокого круга, которому мешают «грубые» запахи. Высокомерно относится он к людям, которые ниже его по происхождению, хотя и понимает, что такие, как Лопахин, скоро вытеснят его и из вишневого сада, и из жизни.

Единственное, на что действительно способен этот либеральный барин, это много и красиво говорить, строить неосуществимые планы, напоминающие маниловские. На протяжении пьесы Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд, большое душевное потрясение, лишаются дома, семьи, но так и остаются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, сделать что-нибудь полезное. В конце пьесы они приходят не только к разорению, но и к краху духовному. Они вольно или невольно предают все, что, казалось, было им дорого: и сад, и родных, и верного Фирса, которого забывают в запертом барском доме.

Раневская возвращается в Париж к своей нелепой «любви», а Гаев, вполне примирившись с происшедшим, пойдет служить в городскую управу. И все же понимаешь и принимаешь ту тихую грусть, которой пронизана вся пьеса. Грусть о погибающем прекрасном саде, об уходящих милых, добрых, несколько эгоистичных, ни к чему не способных людях, которых, как понимал Чехов, ничего не ждет впереди.

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ комедии "Вишневый сад" Чехова А.П.
    Справедливость утверждения о том, что Чехов заложил основы новой драмы, создал «театр настроения», сейчас ни у кого не вызывает сомнений. Однако в начале века это положение было небесспорным. Каждая новая пьеса Чехова вызывала разноречивые оценки. Не...смотреть целиком
  2. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"
    Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок — комедия. Но в первой постановке Московского Художественного академического театра еще при жизни автора пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь в виду, что драма — это литературное...смотреть целиком
  3. Все - в саду
    Гениальная неразборчивость Чехова в выборе персонажей привела к тому, что ни один из его поздних героев не стал типом. Доверие к случайности, ставшее высшим художественным принципом, отразилось даже в выборе фамилий. В списке действующих лиц царит уже...смотреть целиком
  4. Второстепенные персонажи пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»  Новое!
    Трудно представить пьесу «Вишневый сад» без тех действующих лиц, которых называют второстепенными. «Вишневый сад» принято считать лирической комедией. Название подчеркивает основную комическую направленность пьесы и одновременно ее лирическую направленность,...смотреть целиком
  5. Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности
    Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые...смотреть целиком
  6. Размышление над пьесой А. П. Чехова «Вишневый сад»  Новое!
    Последнюю свою пьесу «Вишневый сад» А. П. Чехов написал незадолго до своей смерти, в 1904 году. В этом произведении А. П. Чехов постарался выразить свое отношение к грядущим переменам. Трудно найти человека, который бы не знал пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый...смотреть целиком
  7. Тема прошлого и настоящего России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    В 1904 году была поставлена пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад”, в которой автор изображает прощание хозяев с родовым дворянским гнездом. Тема эта была уже не раз освещена до Чехова литераторами второй половины XIX века. В пьесе автор затрагивает проблемы...смотреть целиком