Общеизвестно, что нравственный идеал Чехова - это гармонически развитый человек. Но даже среди любимых его героев нет такого, про кого можно было бы сказать, что у него «все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Куда чаще мы досадуем на чеховских героев, потому что в самых очевидных ситуациях они ведут себя вовсе не так, как подсказывает здравый смысл. Многие герои Чехова непрактичны, нерешительны, излишне мягки. Часто Чехов просто иронизирует над ними, а порой изображает даже трагикомически.

В рассказах Чехова подобные персонажи зачастую являются главными героями. В «Вишневом саде», где герои-недотепы тоже присутствуют, им назначена другая роль.

Комедия «Вишневый сад» - последнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской и ее брата - Леонида Андреевича Гаева. Имение это окружено прекрасным вишневым садом. Но Раневская и Гаев - моты, абсолютно не приспособлены к жизни, они легкомысленны. Неумение вести хозяйство привело их к полному разорению, имение с садом заложено и перезаложено. Предстоит его продажа с торгов.

Разбогатевший крестьянин, ныне купец, друг семьи Лопахин предупреждает хозяев о надвигающейся катастрофе, предлагает им пути спасения их родового гнезда. Достаточно сдать сад в аренду под дачи. Но ни Раневская, ни Гаев, который носится с фантастическими проектами, не способны услышать Лопахина.

И брат, и сестра льют слезы о потере вишневого сада, без которого, им кажется, они не смогут жить. Но наступает день торгов, имение продано, его покупает Лопахин. Правда, когда это свершилось, выясняется, что никакой трагедии ни для Гаева, ни для Раневской не происходит. Любовь Андреевна возвращается в Париж, куда она все равно бы отправилась, потому что там ее ждет нелепая любовь. Гаев тоже легко примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» для ее героев не оказывается столь тяжелой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного и драматического.

Интересен способ, которым Чехов подчеркивал призрачность, несерьезность мира Раневских и Гаевых. Он окружает двух центральных героев комедии персонажами, отражающими их комическую никчемность. Шарлотта, конторщик Епиходов, лакей Яша, горничная Дуняша - эти герои-недотепы выполняют роль карикатур на господ. Что позволило одному из современных Чехову критиков так и назвать «Вишневый сад» - «пьесой недотеп».

Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя несчастьями» он одновременно представляет собой карикатуру и на Гаева, и на помещика Симеонова-Пищика, и даже на Петю Трофимова. Именно в адрес Епиходова сказано старым слугой Фирсом: да, и душа, и мысли». Куда чаще мы досадуем на чеховских героев, потому что в самых очевидных ситуациях они ведут себя вовсе не так, как подсказывает здравый смысл. Многие герои Чехова непрактичны, нерешительны, излишне мягки. Часто Чехов просто иронизирует над ними, а порой изображает даже трагикомически.

В рассказах Чехова подобные персонажи зачастую являются главными героями. В «Вишневом саде», где герои-недотепы тоже присутствуют, им назначена другая роль.

Комедия «Вишневый сад» - последнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской и ее брата - Леонида Андреевича Гаева. Имение это окружено прекрасным вишневым садом. Но Раневская и Гаев - моты, абсолютно не приспособлены к жизни, они легкомысленны. Неумение вести хозяйство привело их к полному разорению, имение с садом заложено и перезаложено. Предстоит его продажа с торгов.


Разбогатевший крестьянин, ныне купец, друг семьи Лопахин предупреждает хозяев о надвигающейся катастрофе, предлагает им пути спасения их родового гнезда. Достаточно сдать сад в аренду под дачи. Но ни Раневская, ни Гаев, который носится с фантастическими проектами, не способны услышать Лопахина.


И брат, и сестра льют слезы о потере вишневого сада, без которого, им кажется, они не смогут жить. Но наступает день торгов, имение продано, его покупает Лопахин. Правда, когда это свершилось, выясняется, что никакой трагедии ни для Гаева, ни для Раневской не происходит. Любовь Андреевна возвращается в Париж, куда она все равно бы отправилась, потому что там ее ждет нелепая любовь. Гаев тоже легко примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» для ее героев не оказывается столь тяжелой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного и драматического.

Интересен способ, которым Чехов подчеркивал призрачность, не¬серьезность мира Раневских и Гаевых. Он окружает двух центральных героев комедии персонажами, отражающими их комическую никчемность. Шарлотта, конторщик Епиходов, лакей Яша, горничная Дуняша- эти герои-недотепы выполняют роль карикатур на господ. Что позволило одному из современных Чехову критиков так и назвать «Вишневый сад» - «пьесой недотеп».

Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя несчастьями» он одновременно представляет собой карикатуру и на Гаева, и на помещика Симеонова-Пищика, и даже на Петю Трофимова. Именно в адрес Епиходова сказано старым слугой Фирсом: недотепа. Епиходов концентрирует в себе эту тему пьесы. Он душа вся¬кого «недотепства». У Гаева, и у Симеонова-Пищика тоже постоянные «двадцать два несчастья»; как и у Епиходова, из их намерений ничего не выходит, на каждом шагу их преследуют комические неудачи.
Симеонов-Пищик постоянно находится на грани полного банкротства и, запыхавшись, бегает по всем знакомым с просьбой дать денег взаймы. Борис Борисович - человек, живущий в долг, как говорит Петя Трофимов о Гаеве и Раневской. Эти люди живут за чужой счет - за счет народа.

В одинокой, «ненужной» судьбе приживалки Шарлотты Иванов¬ны есть большое сходство с нелепой, «ненужной» судьбой Раневской. Обе они относятся к самим себе, как к чему-то непонятно-ненужному, странному. И той и другой жизнь представляется туманной, неясной, призрачной. Как и Шарлотте, Раневской тоже «все кажется, что она молоденькая», и живет Раневская приживалкой при жизни, ничего не понимая в ней.

У Чехова нет «злодеев» и «ангелов», он не делит героев на положи¬тельных и отрицательных, они парадоксальны и непредсказуемы. Все герои Чехова даются в двойственном освещении: автор и сочувствует некоторым сторонам их характеров, и выставляет напоказ смешное и дурное - нет абсолютного носителя добра, как нет и абсолютного носителя зла.

Тот же Петя Трофимов не принадлежит к числу передовых, смелых и сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике чувствуется противоречие между силой мечты и слабостью мечтателя. «Вечный студент», «облезлый барин», Петя Трофимов чист, мил, но чудаковат и недостаточно силен для великой борьбы. Не такие люди преуспевают в жизни и становятся ее творцами и хозяевами. Напротив, жизнь сама изрядно потрепала Петю. Подобно всем «недотепам» в пьесе, он нескладен и бессилен перед жизнью. Но все то, что он говорит Ане, дорого и близко Чехову

В пьесе нет главных и второстепенных лиц. Епиходов столь же важен автору, как Гаев, а Шарлотта не менее интересна, чем Раневская. Такие непривычные для всей драматургии принципы приводят к появлению в пьесе характеров, сочетающих в себе противоречивые, даже взаимоисключающие черты и свойства.

Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом из героев «вишневого сада», но они так слабы и неярки, что не в силах осветить грядущий день. И видится, что сама Россия, в какой жил Чехов на рубеже двух веков (и не только Чехов), еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней лишь зреют предчувствия грядущих изменений, но люди пока к ним не готовы.

Похожие сочинения

  1. Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова ("Вишневый сад")
    Последнюю свою пьесу, "Вишневый сад", Чехов завершил на пороге первой русской революции, в год своей ранней смерти. Писателю казалось, что он пишет комедию, легкий водевиль, "местами даже фарс", но невольно из-под его пера выходило...смотреть целиком
  2. Кто виновен в гибели вишневого сада? (По пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад".)
    Пьеса "Вишневый сад" - последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век,...смотреть целиком
  3. Основные темы пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Основными темами пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются гибель «дворянского гнезда», победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети...смотреть целиком
  4. Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности
    Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые...смотреть целиком
  5. Значение образа Пети Трофимова в идейном замысле пьесы
    Удачливому дельцу Лопахину в пьесе противопоставлен студент Петя Трофимов. Это противопоставление само по себе говорит о значении образа Трофимова в идейном замысле пьесы. Петя Трофимов — бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий...смотреть целиком
  6. Тема времени в комедии «Вишневый сад»
    Пьеса «Вишневый сад» начинается с вопроса о времени. Вторая реплика Лопахин – это вопрос «Который час?» Упоминания о времени есть и в ремарках. Писатель делает это не случайно. С первых строк произведения он дает понять, что тема времени в пьесе важна....смотреть целиком
  7. Старый мир и новые хозяева жизни
    Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа, гениальный художник-новеллист и великий драматург. Его пьесы “Чайка”, “Три сестры”, “Дядя Ваня”, “Вишневый сад” не сходят со сцен театров и по сей день. Популярность их у нас и на Западе велика. ...смотреть целиком