В пьесе Чехов обобщает тему гибели дворянских гнезд, рас­крывает обреченность дворянства и приход ему на смену новых общественных сил.

Россия прошлого, Россия вишневых садов с их элегической красотой представлена образами Раневской и Гаева. Это оскол­ки поместного дворянства. Они нерешительны, не приспособ­лены к жизни, пассивны. Единственное, что они могут, — это произносить напыщенные, как Гаев, речи к старому шкафу или лепетать, как Раневская, сентиментальное: «Шкапик мой род­ной!», «Детская, милая моя, прекрасная комната!» Они продол­жают жить идеями и представлениями прошлого и, любя свое имение, ничего не делают, чтобы спасти его, хотя Лопахин дает им дельный совет. Это люди ушедшего времени, безалаберные (Гаев состояние на леденцах проел; Раневская растратила на недостойного человека), неглубокие, не приносящие никому ни добра, ни зла. Они безропотно подчиняются ходу историй.

На смену хозяевам дворянских гнезд приходят практичные и энергичные Лопахины. У них другие этические понятия. То, что Раневской и Гаеву кажется хамством (разбить вишневый сад на дачные участки и сдавать), для него не более чем требование жизни.

Между бывшими и новым хозяевами вишневого сада нет лич­ного конфликта. Напротив, Лопахин искренне привязан к Ра­невской: «…вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я… люблю вас, как родную… больше, чем родную». Но объективно, как представители разных классов, они вступа­ют в исторической конфликт. Лопахин показан Чеховым как человек, стремящийся к знаниям, чувствующий красоту, у него «тонкая, нежная душа». Как личность он тоньше и человечнее, чем роль, которая отведена ему исторически. Эта роль характе­ризуется словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попа­дается ему на пути, так и ты нужен». Лопахин — лишь звено в исторической цепи развития. Его дед и отец были крепостными Раневской, он становится хозяином вишневого сада — в этом чувствуется даже какая-то справедливость.Лопахин сам понимает, что и ему на смену придут новые люди. Он мечтает о конце «нескладной и несчастливой жизни». Возможно, вестниками нового, прекрасного будущего являют­ся Петя Трофимов и Аня — дочь Раневской. Петя Трофимов — «облезлый барин», «недотепа», «вечный студент» — воплотил черты интеллигента-разночинца, своим трудом мечтающего преобразить Россию.

Трофимов и Аня выражают предчувствие грядущих перемен. «Вся Россия — наш сад», — говорит Петя Трофимов. При всей неопределенности будущего Чехов уверен в том, что оно при­надлежит молодому поколению.

В пьесе образ вишневого сада имеет символическое значение: это и элегическое прошлое дворянства, и целесообразно-прак­тическое настоящее буржуазии, и радостное, но неопределен­ное будущее молодого поколения.

Похожие сочинения

  1. Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    1. Вишневый сад как место действия и основа сюжета пьесы. 2. Значение вишневого сада в настоящем, прошлом и будущем персонажей пьесы. 3. Сопоставление вишневого сада с Россией. Название пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» представляется вполне закономерным....смотреть целиком
  2. Описание образа Раневской в пьесе «Вишнёвый сад»
    Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» — одно из его лучших произведений. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый...смотреть целиком
  3. Основные темы пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Основными темами пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются гибель «дворянского гнезда», победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети...смотреть целиком
  4. "Вишневый сад" - пьеса о прошлом, настоящем и будущем
    “Вишневый сад” — последнее произведение А. П. Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. Он сознавал, что скоро уйдет из жизни, и, наверное, поэтому вся пьеса наполнена какой-то тихой грустью и нежностью. Это прощание великого писателя...смотреть целиком
  5. Тема времени в комедии «Вишневый сад»
    Пьеса «Вишневый сад» начинается с вопроса о времени. Вторая реплика Лопахин – это вопрос «Который час?» Упоминания о времени есть и в ремарках. Писатель делает это не случайно. С первых строк произведения он дает понять, что тема времени в пьесе важна....смотреть целиком
  6. Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    У А. П. Чехова не бывает «лишних», случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием. Поэтому декорации второго действия пьесы «Вишневый сад» символичны: «старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка...»,...смотреть целиком
  7. Художественные особенности пьесы «Вишневый сад»  Новое!
    Новаторство драматурга, ко­торое привело к созданию особого «чеховского театра», ставшего ос­новой ведущего направления драматургии XX столетия, в полном виде нашло отражение в его итоговой пьесе. Прежде всего, «новые формы писания» в «Вишневом саде»...смотреть целиком