Вершинным произведением Чехова, его «лебединой песней» является комедия «Вишневый сад», законченная в 1903 г. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения нашла отчетливое выражение в последнем крупном произведении. В «Вишневом саде» сказалась общедемократическая позиция Чехова. В пьесе в критическом плане показан мир дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни. Чехов откликался на самые злободневные запросы времени.

Идейный пафос пьесы – в отрицании дворянско-поместного строя как изжившего себя. Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушения и власть чистогана.

Чехов видел, что «старое» обречено на увядание, ибо выросло на непрочных, нездоровых корнях. Должен прийти новый, достойный хозяин. И это хозяин появляется в образе купца-предпринимателя Лопахина, к которому и переходит вишневый сад от бывших хозяев, Раневской и Гаева. Символически сад – это вся родина («вся Россия – наш сад»). Поэтому основной темой пьесы является судьба родины, ее будущее. Уходят со сцены старые хозяева ее – дворяне Раневские и Гаевы, приходят на смену капиталисты Лопахины.

Образ Лопахина занимает центральное место в пьесе. Этому образу Чехов придавал особое значение: «…роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то, значит, и пьеса вся провалится». Лопахин – представитель пореформенной России, приобщенный к прогрессивным идеям и стремящийся не только округлить капитал, но и выполнить свою общественную миссию. Он скупает помещичьи усадьбы, чтобы сдавать их в аренду под дачи, и считает, что своей деятельностью приближает лучшую новую жизнь. Этот человек очень энергичен и деловит, умен и предприимчив, он работает «с утра до вечера», бездеятельность для него просто мучительна. Его практические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение. Отбирая у Раневской ее любимый вишневый сад, Лопахин сочувствует ей и Гаеву. То есть, ему присущи и душевная тонкость, и изящество наружное и внутренне. Недаром Петя отмечает тонкую душу Лопахина, его тонкие, как у артиста, пальцы.

Лопахин увлечен делом, и искреннее убежден, что быт российский устроен «нескладно», его надо переделать так, чтобы «внуки и правнуки увидели новую жизнь». Он сетует, что вокруг мало честных, порядочных людей. Все эти черты были в чеховскую пору присущи целой прослойке буржуазии. И судьба делает их хозяевами, даже в какой-то мере наследниками ценностей, созданных предыдущими поколениями. Чехов подчеркивает двойственность натуры Лопахиных: прогрессивные взгляды интеллигента-гражданина и опутанность предрассудками, неспособность подняться до защиты национальных интересов. «Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь!» Но вторая часть речи сомнительна: навряд ли Лопахин построит новую жизнь для потомков. Эта созидательная часть не под силу ему, он лишь разрушает то, что создано в прошлом. Не случайно Петя Трофимов сравнивает Лопахина со зверем, который съедает все, что попадается ему на пути. Да и сам Лопахин не считает себя творцом, называет себя «мужик-мужиком». Весьма примечательна и речь этого героя, которая в полной мере раскрывает характер дельца-предпринимателя. Его речь меняется в зависимости от обстоятельств. Находясь в кругу интеллигентных людей, он употребляет варваризмы: аукцион, циркуляция, проект; в общении с простыми людьми в его речи проскальзывают просторечные слова: небось, экий, нужно поубрать.

В пьесе «Вишневый сад» Чехов утверждает, что господство Лопахиных недолговечно, ибо они разрушители красоты. Накопленное веками богатство человечества должно принадлежать людям не денежным, а подлинно культурным, «способным отвечать перед строгим судом истории за собственные деяния».

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии огромных перемен.

Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное.

Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе «Вишневый сад». Чехов чувствует, что старая жизнь постепенно уходит, а новая — лишь только зарождается.

Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал?

Ответить на эти вопросы помогут герои «Вишневого сада».

Стремление к новой жизни в пьесе воплощается в образах Лопахина, Ани и Пети Трофимова. Именно о них я и буду говорить.

На смену уходящему дворянству (Гаеву и Раневской), чей «вишневый сад» уже отцвел, приходят новые «хозяева» жизни — новые люди в лице купца Лопахина.

Образ Лопахина неоднозначен.

С одной стороны, Лопахин в своих делах руководствуется лишь личными выгодами и соображениями. Его голова забита мыслями о купле и продаже. Он предлагает вырубить вишневый сад, настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели новую жизнь. Он нужен обществу, «как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь...».

С другой стороны, Лопахин — человек труда. Он встает «в пятом часу утра» и «работает с утра до вечера». Лопахин активен, энергичен. Он прилагает все усилия, чтобы спасти вишневый сад от продажи. Ведь именно Лопахин советует Раневской сдать имение в аренду, чтобы не потерять его. Он постоянно дает ей деньги взаймы. У Лопахина «тонкая, нежная душа». Ему присущи и доброта, и мягкость. Именно Лопахину принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»

Лопахин чувствует неловкость из-за того, что купил вишневый сад. Он говорит: «О, скорее бы это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Лопахин предвещает новую жизнь. Может быть, он и есть тот человек будущего, предприниматель, твердо оценивающий все, что происходит вокруг. Возможно... Но это не тот человек, о котором мечтал Чехов.

Тогда, быть может, Петя Трофимов?

Петя — студент, разночинец, «облезлый барин» и «недотепа», живущий в имении Раневской. Он говорит о новой жизни: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Эти слова рождены глубоким чувством. Они сказаны восторженно, с пафосом. Трофимов призывает начать новую жизнь, но для этого нужно сначала «искупить... прошлое, покончить с ним...». Эти слова чисты, светлы и искренни. Но это только философствования, нереализованные мечты.

Но в пьесе есть героиня, которую увлекают эти романтические речи Пети. Это Аня, обаятельная, искренняя девушка, способная работать для того, чтобы увидеть будущее, о котором говорил Трофимов. Аня — это образ весны, нового, светлого будущего. Именно она, как мне кажется, воплощает чеховскую мечту о новой жизни. Ее тонкая, лиричная душа способна перевернуть жизнь. Пусть это немного наивно и смешно, но Аня сможет дойти вместе со всем человечеством «к высшей правде, к высшему счастью», у нее хватит сил. И на свете появится новый вишневый сад.

Поэтому хочется вместе с Аней сказать: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..»

Похожие сочинения

  1. Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    1. Вишневый сад как место действия и основа сюжета пьесы. 2. Значение вишневого сада в настоящем, прошлом и будущем персонажей пьесы. 3. Сопоставление вишневого сада с Россией. Название пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» представляется вполне закономерным....смотреть целиком
  2. Нежная душа или хищный зверь
    При создании пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному из центральных образов комедии. В раскрытии авторского замысла, в решении основного конфликта именно Лопахину принадлежит очень важная роль. Лопахин необычен...смотреть целиком
  3. Основные темы пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Основными темами пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются гибель «дворянского гнезда», победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети...смотреть целиком
  4. Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад")
    Распалась связь времен… В. Шекспир В одной из книг, посвященных творчеству А. П. Чехова, я прочитала о том, что образ Гамлета помогал ему многое понять в облике его современников. Литературоведы много внимания уделили этому вопросу,...смотреть целиком
  5. Все - в саду
    Гениальная неразборчивость Чехова в выборе персонажей привела к тому, что ни один из его поздних героев не стал типом. Доверие к случайности, ставшее высшим художественным принципом, отразилось даже в выборе фамилий. В списке действующих лиц царит уже...смотреть целиком
  6. Новаторские взгляды Чехова в пьесе «Вишнёвый сад»
    Рассмотрим, как отразились новаторские взгляды Чехова в пьесе «Вишнёвый сад». Чехов назвал свою пьесу комедией. Это потому, что он явно смеялся в ней над смешными призраками старого времени — над Гаевым, Раневской, Симеоновым-Пищиком, опоздавшими...смотреть целиком
  7. Пьеса «Вишневый сад», являясь завершением русского критического реализма
    «Вишневый сад» это вершинное произведение А. П. Чехова. Комедия закончена в 1903 году. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном...смотреть целиком