Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу «Вишневый сад» входит тема «недотепства». Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно широк, хотя слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу…

Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого «недотепства», которое так тонко почувствовал старик Фирс.

Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему «недотепства». Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «…Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…».

Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — «двадцать два несчастья». И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться».



К «недотепам» относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы…

Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — «недотепы» в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.

Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов…

Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!»— замечает Варя. Трофимов считает себя «выше любви», но именно любви ему не хватает. «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа», — точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни,

К «недотепам» в пьесе «Вишневый сад» должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его «нежной душе». В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.

Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным еловом «недотепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут «высшую правду» и все никак не могут найти…

Похожие сочинения

  1. Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»
    Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения — дворянам...смотреть целиком
  2. Образ Ани, дочери Раневской в пьесе «Вишневый сад»
    Аня — семнадцатилетняя девушка, всем своим прошлым связанная с вишнёвым садом. В комедии нет прямой характеристики прошлого Ани. Однако отдельные детали пьесы позволяют в известной мере восстановить историю её духовного роста. Аня получила обычное...смотреть целиком
  3. Аня и Петя Трофимов в пьесе «Вишневый сад»  Новое!
    Дочь Раневской, Аня, и Петя Трофимов, бывший репетитор ее покойного младшего брата, не являются главными героями «Вишневого сада» - ведь действие пьесы сосредоточено на истории продажи усадьбы с вишневым садом. С этим центральным эпизодом гораздо более...смотреть целиком
  4. Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"
    Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” — одно из его лучших произведений. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая “идет прямо-прямо, точно протянутый...смотреть целиком
  5. Мать и дочь Раневские  Новое!
    Чем больше привычек имеет человек, тем меньше он свободен и независим. И. Кант «Вишневый сад» был написан Чеховым в завершение творческого пути писателя. Пьеса начинается с того, что Раневская приезжает в свое поместье, а в конце II действия уезжает...смотреть целиком
  6. Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад")
    Распалась связь времен… В. Шекспир В одной из книг, посвященных творчеству А. П. Чехова, я прочитала о том, что образ Гамлета помогал ему многое понять в облике его современников. Литературоведы много внимания уделили этому вопросу,...смотреть целиком
  7. Гаев
    Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. О себе Г. говорит, что он человек 80-ых годов и что он пострадал за свои убеждения. Сентиментален и чувствителен. Очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, герой «защищается» рассеянным...смотреть целиком