Лопахин, правда, купец,

но порядоч­ный человек...

А. П. Чехов

А. П. Чехов писал К. С. Станиславскому, что «роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то... и пьеса вся провалится». Автор постоянно напоминает, что «это не купец в пошлом смысле этого слова, это мягкий человек».

Лопахин с детства сохранил восторженную привязанность к Раневской, с того момента, когда она, утешая мальчика, избитого отцом, сказала ему: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Лопахин не забыл этих слов и теперь, много лет спустя, говорит: «Мужичок... Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жи­летке, желтых башмаках...» И тут же самокритично заявляет: «Только что вот богатый, денег много, а если подумать и разобраться, то мужик мужиком...» По­стоянная ирония над самим собой делает ему честь. Лопахину вовсе не хочется походить на мужика. Вспомним авторскую ремарку в первом акте: «Входят Дуня- ша со свечой и Лопахин с книгой в руках». Это ведь очень важно: первое появле­ние героя на сцене. В руках у Лопахина книга. С самого начала и до конца пьесы мы видим стремление Лопахина к культуре.

Многое привлекает в этом человеке. Он единственный в пьесе, кто много и с удовольствием трудится. Заработав большие деньги, не дрожит над ними: постоян­но дает в долг Раневской, зная, что она никогда их не вернет; предлагает деньги Пете Трофимову и не обижается, когда тот их не берет. Как долго и настойчиво упрашивал Лопахин Гаева с Раневской принять проект, который спасет их от разо­рения! Он искренне хочет помочь Раневской. Поначалу Лопахин не собирается при­обретать сад, но когда он вместе с Гаевым оказывается на аукционе, то уже не может совладать с собой. В нем просыпается тот «хищный зверь», о котором говорил Петя Трофимов. Хищническая натура Лопахина проявляется и дальше, когда он начи­нает вырубать сад, не дожидаясь отъезда старых владельцев. Ему кажется, что поступки его оправданы высокими стремлениями: «Настроим мы дач, и наши вну­ки увидят тут новую жизнь».
Яндекс.ДиректВ Лопахине сочетается грубость и мягкость, невоспитанность и интеллигентность. Особенно ярко эти противоречия проявляются в конце третьего действия, когда одно его душевное состояние тут же сменяется другим. Сначала Лопахин ведет совершен­но деловой разговор об аукционе, приводя точные цифры, без которых он обойтись не может. Он откровенно радуется, гордится своей победой, потом неожиданно кон­фузится, а через мгновение хохочет, восклицая: «Вишневый сад теперь мой! Мой!.. Скажите мне, что я пьян, не в своем уме... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной!»

Никто и не думает смеяться. Все потрясены. Смеется и хохочет сам Лопахин. Но мысль о том, что кто-то другой может смеяться над ним, ему невыносима. Мо­жет быть, он чувствует, что как новый владелец имения производит комическое впечатление. Поэтому тут же хочет объяснить причину своей радости: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот са­мый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете». Понимая, что купил прекрасное имение, Лопахин все-таки идет на уничтожение сада. Выго­да для него прежде всего. Дачные участки дадут большую прибыль. Но почему же тогда со слезами на глазах он произносит замечательные слова: «О, скорей бы все это прошло, скорей бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Эти слова делают ему честь. Однако последняя фраза («За все могу запла­тить!») подводит итог: перед нами купец-миллионер, новый владелец вишневого сада, для которого нет никаких преград, потому что он за все может заплатить.

Нет, не за все. Нельзя заплатить за оставленного в запертом доме Фирса, за разбитые надежды Вари, которой Лопахин так и не сделал предложения. Найдет ли он свое счастье? Трудно сказать. На прощание Петя Трофимов, еще недавно сравнивавший Лопахина с хищным зверем, неожиданно говорит ему: «Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тон­кая, нежная душа...» Этими словами Чехов, наверное, хотел подчеркнуть, что путь к высокой духовности никому не заказан. Пусть помнят об этом нынешние новые хозяева жизни.

Похожие сочинения

  1. Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»
    Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения — дворянам...смотреть целиком
  2. «Вишневый сад» — драма или комедия  Новое!
    Высокая комедия не основана единственно на смехе... и нередко близко подходит к трагедии. А. С. Пушкин Почему А. П. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией? Ответить на этот вопрос очень трудно. В XIX веке происходит некое смешение жанров, их...смотреть целиком
  3. История создания и анализ комедии "Вишневый сад" Чехова А.П.
    Справедливость утверждения о том, что Чехов заложил основы новой драмы, создал «театр настроения», сейчас ни у кого не вызывает сомнений. Однако в начале века это положение было небесспорным. Каждая новая пьеса Чехова вызывала разноречивые оценки. Не...смотреть целиком
  4. Все - в саду
    Гениальная неразборчивость Чехова в выборе персонажей привела к тому, что ни один из его поздних героев не стал типом. Доверие к случайности, ставшее высшим художественным принципом, отразилось даже в выборе фамилий. В списке действующих лиц царит уже...смотреть целиком
  5. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    В пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели «дворянских гнезд». В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным. «Старое»...смотреть целиком
  6. Отношение автора к своим героям в пьесе "Вишневый сад"  Новое!
    Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс. А. П. Чехов Пьеса Вишневый сад была написана А. П. Чеховым незадолго перед смертью, в 1904 г., явившись своеобразным ответом на вопросы, которыми было озадаҹено общество в то время. Прощание...смотреть целиком
  7. Драматургические приемы в пьесе «Вишнёвый сад»  Новое!
    В пьесах Чехова, как уже указывалось выше, важны не только переживания героев, а весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что зритель видит на сцене. Автор использует каждую деталь, усиливающую эмоциональную сторону пьесы. Отсюда понятна...смотреть целиком