Сложны и неоднозначны драматические произведения А. П. Чехова. Написанные «вопреки всем правилам дра­матического искусства», они и сегодня не сходят со сцен театров мира, поскольку затрагивают вечные вопросы че­ловечества: о месте человека в мире, его умении распоря­жаться своей жизнью, об умении своевременно совершать нужные поступки.

Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» — это отражение духа времени перед революцией 1905 года, когда все сосло­вия России ощущали невозможность длительного продол­жения прежней жизни, поскольку дворянство изживало себя, появлялся новый класс — буржуазия.

И этим пониманием неумолимо бегущего времени на­полнена вся пьеса, начиная с первых слов Лопахина: «...Который час?» Но у всех героев этой лирической коме­дии разные отношения со временем.

В «Вишневом саде» с самого начала надо всем висит дата 22 августа. Это дата, когда вишневый сад и все име­ние пойдет с молотка за долги. Эта дата угнетает всех действующих лиц, но единства в поступках героев нет.

Вишневый сад является символом прошлого, символом расцвета дворянства, именно поэтому так привязаны к нему Раневская и Гаев, для которых дом — это олице­творение молодости, всего значительного, что было в их жизни: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни...» — говорит Раневская.

С помощью многих художественных приемов Чехов стремится показать нам, что дворянство изживает свой век. Поэтому так упорно и настойчиво Гаев и Раневская стара­ются спрятаться от нависшей проблемы, остановить время, оттянуть горький финал. Понимая всю неизбежность ра­зорения, продажи сада и имения, они в то же время не хотят ничего предпринимать, не хотят даже разговаривать об этой проблеме.



Показывая нежизнеспособность дворянства, Чехов при­меняет и прием контраста. Наступил злополучный день 22 августа, в городе происходят торги, которые должны решить судьбу усадьбы. Но в имении — бал. Нелепый, несвоевременный, и это понимают все: «И музыканты при­шли некстати, и бал мы затеяли некстати». И во всем беспокойном веселье этого бала словно слышатся траур­ные нотки. Не зря на призыв Раневской о поддержке Петя Трофимов рассудительно отвечает: «Продано ли сегодня имение, или не продано — не все равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка...»

Вишневый сад, а с ним и судьба России, переходит в руки нового владельца — бывшего мужика, нынешнего купца Лопахина. Это человек, умеющий ценить не только свой труд и труд других, но и время. Он единственный в пьесе, кто живет настоящим, недаром он постоянно смот­рит на часы. Именно он — деятельный, активный — при­думывает план спасения имения: сад вырубить, а землю раздать в аренду дачникам. Этот план отвергается Раневс­кой и Гаевым, потому что для них сад — это родовая память, духовная ценность. Лопахин же слишком прак­тичен, вишневый сад для него — всего лишь земля, кото­рую можно продать или купить. Наверное поэтому, не­смотря на то что Лопахин ощущает себя хозяином време­ни, он не может разобраться со своей любовью к Варе.

Текучесть времени постоянно присутствует и при опи­сании образов других персонажей: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели? ... Постарел и ты, Ле­онид». Шарлотта вообще кажется потерявшейся во време­ни: «... я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая...»

Счастливыми, верящими в свое будущее кажутся самые молодые герои пьесы — Петя Трофимов и Аня. Они стре­мятся вырастить новый, еще более роскошный сад, утвер­ждают, что «вся Россия — наш сад», однако, устремляясь вперед, они хотят обрубить корни прошлого, не соглаша­ются с настоящим. Они не понимают непрерывности, пре­емственности времени, ведь то, что сегодня происходит в настоящем, когда-то было будущим и скоро станет безвоз­вратно прошедшим.

Создавая свое удивительное драматическое произведе­ние «Вишневый сад», Чехов был смертельно болен и хоро­шо осознавал близость своего ухода. Я думаю, именно по­этому он так остро сумел почувствовать ход времени и донести его до нас. Однако понимание того, что время ухо­дит, в пьесе не вызывает болезненной грусти или отчая­ния. Листая страницы этого бессмертного произведения, хочется радостно верить: жизнь продолжается!