А. П. Чехов назвал свое произведе­ние «Вишневый сад» комедией. Мы же, прочитав пьесу, отнесем ее скорее к жанру трагедии, чем комедии. Нам ка­жутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичными их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им.

В пьесе «Вишневый сад» мы не ви­дим острого конфликта. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкно­вений. И все же конфликт существует, но не открытый, а внутренний. За обычными разговорами героев, за их спокойным отношением друг к другу мы видим разобщенность, непонима­ние: часто персонажи произносят реплики невпопад, как будто они не слышат окружающих.

Но основной конфликт пьесы «Виш­невый сад» состоит в непонимании поколений. Кажется, будто в пьесе пе­ресеклись три времени: прошлое, на­стоящее и будущее. Эти три поколе­ния мечтают каждое о своем, но они только говорят и ничего не могут сде­лать для изменения своей жизни.

К прошлому поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс; к настояще­му - Лопахин, а представителями бу­дущего поколения являются Петя Тро­фимов и Аня.

Любовь Андреевна Раневская, пред­ставительница старого дворянства, постоянно говорит о своих лучших мо­лодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном виш­невом саду. Она живет только этими воспоминаниями о прошлом, ее не ус­траивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. И нам кажется смешной ее инфантильность. Да и все старое поколение в этой пьесе мыс­лит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о «пре­красной» старой жизни, но сами, ка­жется, смиряются с настоящим, пус­кают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи. И Чехов осужда­ет их за это.

Лопахин - представитель буржуа­зии, герой настоящего. Он живет сего­дняшним днем. Мы не можем не отме­тить, что его идеи умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и вроде бы знает, что делать. Но все это только слова. На самом деле и Лопахин не яв­ляется идеальным героем пьесы. Мы чувствуем его не уверенность в себе. А в конце произведения у него будто опускаются руки и он восклицает: «Скорее бы изменилась наша несклад­ная, несчастливая жизнь!»

Казалось бы, Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на буду­щее. Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, «вечный студент» и «облезлый барин», изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, люди действующие. Петя же, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует; он вообще ведет себя как-то нелепо, комично, а Аня еще слишком молода, она е щ е не знает жизни, чтоб ее изменить.

Итак, основной трагизм пьесы со­стоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в не­способности тех же самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Мы , безусловно, сочувст­вуем Любови Андреевне Раневской, но не можем не заметить ее пассивного, порою нелепого поведения. Мы постоянно ощущаем нелогичность событий, происходящих в пьесе. Не­лепо выглядят Раневская и Гаев с их привязанностями к старым предме­там, нелеп Епиходов, а Шарлотта яв­ляется олицетворением ненужности в этой жизни.

В пьесе нет связи времен, разрыв между ними слышится в звуке лоп­нувшей струны. Стук топора симво­лизирует переход от прошлого к на­стоящему. И если новое поколение посадит новый сад, наступит лучшее будущее.

А. П. Чехов писал пьесу «Вишневый сад» перед революцией 1905 года. Поэтому сам сад является олицетво­рением России того времени. В этом произведении Антон Павлович отра­зил проблемы уходящего в прошлое дворянства, буржуазии и революционного будущего.