«Распалась связь времен», — с ужасом понимает Гамлет, когда в Датском королевстве, едва схоронив государя, играют свадьбу вдовствующей королевы и брата усопшего, когда на только что засыпанной могиле возводят пышные дворцы «новой жизни». Самое трудное — уловить, как это происходит — смена эпох, разрушение прежнего уклада жизни, возникновение новых форм. Потом, десятилетия спустя, историки определят «переломный момент», но редко современники осознают, что за время на дворе. И еще реже, осознав, скажут, как сказал Тютчев: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

В «роковые минуты» жить — страшно. Страшно, ибо люди теряются в непонимании: отчего вдруг рушится все, что стояло веками, отчего крепкие стены, защищавшие дедов и прадедов вдруг оказываются картонными декорациями? В таком неприютном, продуваемом всеми ветрами истории мире человек ищет опоры — кто в прошлом, кто в будущем, кто в мистических верованиях. В своих ближних опоры не ищут — окружающие так же растеряны и ошеломлены. И еще человек ищет «виноватых» кто «все это устроил?» Такими виноватыми оказываются чаще всего те, кто рядом: родители, дети, знакомые. Это они — не защитили, упустили… Ах, извечные русские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?»!

В «Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. Герои «Вишневого сада» — люди, попавшие в тектонический раскол, образовавшийся во времени, вынужденные жить, то есть любить и радоваться, в этой расселине обстоятельств большой истории. Этот разрушительный момент — время их единственной жизни, которая имеет свои особые частные законы и цели. И они живут над пропастью — обречены жить. И содержание их времени есть разрушение того, что было жизнью поколений.
Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в «Вишневом саде» герои оказываются жертвами не несчастных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как и пассивный Гаев.

Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для всей новой драмы XX века, — это ситуация порога. Еще ничего такого не происходит, но есть уже ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.

Смешно рассуждать, как Петя Трофимов, об исторической необходимости в ситуации чьего-либо личного горя. Страшно, как Блок, оправдывать разрушение родового гнезда, где проходила жизнь поколений, с классовой точки зрения. Эти рассуждения прежде всего безнравственны.

Одно из главных убеждений Чехова в том, что никому не дано знать всей правды, каждый видит лишь часть ее, принимая свое неполное знание за полноту истины. И быть самопоглощенным этой правдой, неколебимо стоять на своем, — это выглядит у Чехова как общий удел, ничем неустранимая особенность человеческого бытия. В этом — неизменности и непоколебимой верности каждого своей сути — и состоит основа комедийности пьесы, какими бы серьезными или грустными последствиями и осложнениями не оборачивалось такое постоянство для его носителей и для окружающих.

Похожие сочинения

  1. Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»
    Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения — дворянам...смотреть целиком
  2. Образ Ани, дочери Раневской в пьесе «Вишневый сад»
    Аня — семнадцатилетняя девушка, всем своим прошлым связанная с вишнёвым садом. В комедии нет прямой характеристики прошлого Ани. Однако отдельные детали пьесы позволяют в известной мере восстановить историю её духовного роста. Аня получила обычное...смотреть целиком
  3. Образ и характер Раневской
    «Вишневый сад» — последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. Выработанные им новые стилевые принципы, новые «приемы» построения сюжета и композиции воплотились в этой пьесе...смотреть целиком
  4. Драматическая элегия Чехова «Вишневый сад»
    Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок — комедия. Но в первой постановке Московского художественного академического театра еще при жизни автора пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь в виду, что драма -это литературное...смотреть целиком
  5. Что такое «подводное течение» в пьесах А.П. Чехова? (на примере комедии "Вишнёвый сад")
    В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью...смотреть целиком
  6. Проблема прототипов в пьесе «Вишневый сад»  Новое!
    В письмах Л. П. Чехова содержится много высказываний о пьесе «Вишневый сад», наверное, больше, чем о любом другом его драматическом произведении. Особенно много внимания Чехов уделял роли Лопахина. И действительно, в раскрытии авторского замысла, в решении...смотреть целиком
  7. КОМЕДИЯ А. П. ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД"
    Комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» является величайшим произведением XX века. Нет, пожалуй, артиста и режиссера, который бы не хотел сыграть и поставить эту пьесу. Чем же так привлекательно это произведение? В последней комедии А. П. Чехова...смотреть целиком