В конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках полицейского режима: во всех российских университетах были закрыты кафедры философии, и даже попытки перевода на живой русский язык книг Священного писания воспринимались как дерзкий вызов устоям общества. Протоиерей Г. П. Павский, преподававший в Петербургской духовной академии, был осужден церковным судом за то, что перевел на русский язык несколько книг Библии и использовал эти переводы на занятиях со студента-ми. В этой удушливой атмосфере окончательно сложились основ-ные направления русской общественной мысли и получил послед-нюю закалку политический и идейный радикализм, который со всей решительностью заявил о себе при Александре П.Вопросом, неизменно волновавшим просвещенное русское обще-ство, было отношение к религии. В 40-е годы в русскую гуманисти-ческую мысль, которая шла по пути секуляризации, то есть обособ-ления от религии и Церкви, входит идея социализма. Именно эта идея впоследствии выступила в качестве заменителя религиозного мировоззрения. Когда в русской жизни произошел сдвиг в сторону демократизации (освобождение крестьян в 1861 году), различные течения секуляризма становятся более смелыми и активными. Од-нако, даже принимая формы богоборчества, эти движения связаны с напряженными духовными исканиями, с потребностью удовлетво-рить религиозные запросы масс - без христианства, или, по край-ней мере, без Церкви. В 1848 году 20-летний Чернышевский запи-сывает в своем дневнике: жизнь коммуны, созданной Верой Павловной под влиянием и Фурье.) Однако кроме кружка , мирно изучавших произведения Фурье (в этот кружок входил До-стоевский), уже формировались и другие, более радикально настро-енные группы молодежи из разночинцев. После неудачной войны 1854-1855 годов, всколыхнувшей все русское общество, эта моло-дежь заявила о себе в полный голос и заговорила языком, которого до сих пор не слышали в России. Яркий образец этого языка мы видим в творчестве Чернышевского, типичного представителя ново-го поколения борцов за свободу и искателей всеобщего счастья.Он был их идейным вождем, и его мировоззрение, словно зерка-ло, отражает черты <новых> , образы которых он обрисовал в своем романе, их . Для нового поколения харак-терно, что оно стоит в резкой оппозиции к предыдущему. Оно упре-кает своих предшественников в , смеется над культом искусства и любовью к отвлеченному мышлению. Новое поколение защищает , ищет опоры в точном здании, что порождает чуть ли не религиозное поклонение наукам, особенно ес-тествознанию. К искусству разночинцы предъявляют совсем иные требования: оно должно указывать пути жизни и воспитывать об-щество в духе новых, идей. Верховным принци-пом морали становится у них вера в личность и ее творческие силы, защита движений души и наивная вера в теорию , которой уделено столько серьезных рассужде-ний в романе .Трагический путь Чернышевского показывает основное проти-воречие, раскалывавшее сознание <новых> : они были мечта-телями и идеалистами, но хотели верить лишь в ; они вдохновлялись верой в Идеал, а при этом готовы были свести к элементарной физиологии все человеческие чувства. Им не хватало культуры мышления, но они презирали его, считая мысль, не свя занную с практической пользой, бесполезной. Они отрицали вся кую религиозную веру, а сами свято верили в свои утопические мечты и, подобно Чернышевскому, приносили себя в жертву буду-щему, отрицая само понятие жертвы... В стихотворении, посвящен ном Чернышевскому, Некрасов написал:Его послал Бог гнева и печалиРабам земли напомнить о Христе.

Похожие сочинения

  1. Значения творчества Чернышевского для русской литературы
    Деятельность Чернышевского оказала огромное воздействие на развитие революционного движения в России. Сего именем связаны замечательные достижения в области материалистической философии и политической экономии, эстетики, литературной критики и художественной...смотреть целиком
  2. Почему мне интересно читать Н. Г. Чернышевского
    Творчество Н. Г. Чернышевского вызывает у меня противоречивые мысли. Но, взвесив все плюсы и минусы, я пришла к выводу, что читать роман «Что делать?» было интересно. Изучая Чернышевского, хочется шевелить мозгами, анализировать, отвечать самой себе...смотреть целиком
  3. Литературная деятельность Чернышевского в “Современнике”
    Литературная деятельность Чернышевского в “Современнике” на первых порах почти всецело была посвящена критике и истории литературы. В течение 1855 – 57 гг. появился ряд обширных историко-критических статей его, в ряду которых особенно выдающееся место...смотреть целиком
  4. Социалистический утопизм Н. Г. Чернышевского
    Российский социалистический утопизм походил на французский Христианский социализм, представителями которого были Шарль Фурье и Клод Анри Сен-Симон. Их цель заключалась в том, чтобы создать общее благополучие, причем реформу провести так, чтобы кровь...смотреть целиком
  5. Мораль героев Чернышевского
    Проблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в жизни и предназначенной ему роли. Вопросы «Как жить?» и «Что делать?» никогда не были праздными для лучшей...смотреть целиком
  6. Нравственные искания русской интеллигенции в XIX веке Николай Чернышевский  Новое!
    Проблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изна&#1209;ально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в жизни и предназна&#1209;енной ему роли. Вопросы Как жить? и Что делать? никогда не были...смотреть целиком
  7. Гражданский подвиг Н. Чернышевского
    После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских деревнях начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация “К барским крестьянам”. Ее авторство власти решили приписать Чернышевскому. Однако не так-то...смотреть целиком