Жизнь М. Цветаевой была переплетена с судьбами других поэтов серебряного века. Со многими из них были дружеские отношения, некоторые из поэтов вдохновляли ее на прекрасные стихи — В. Маяковский, О. Мандельштам, Б. Пастернак. Я хочу рассказать о блоковской теме в поэзии М. Цветаевой.
Эта тема звучит, прежде всего, в цикле «Стихи к Блоку». Это произведение — непосредственный отклик на смерть поэта, и потому звучание их трагично и торжественно:
Ты проходишь на запад солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад солнца,
И метель заметает след.
Смерть поэта воспринимается поэтом как непоправимая утрата — и личная, и общечеловеческая:
Так, господи! И мой обол
Прими на утвержденье храма.
Не свой любовный произвол
Пою — своей отчизны рану.
Боль этой раны терзает душу М. Цветаевой, но сквозь эту боль она ощущает, что эта утрата неизбежна, потому что поэт — «до всякого столетья» — изначально не принадлежит ни своему времени, ни людям этого времени:
И по имени не окликну, И руками не потянусь, Восковому, святому лику Только издали поклонюсь.
Ощущение отдельности, бесконечной удаленности поэта от мира — один из сквозных мотивов цикла.
Вот он — гляди, — уставший от чужбины,
Вождь без дружин.
Вот — горстью пьет из горней быстрины, —
Князь без страны.
Но одновременно М. Цветаева подчеркивает в А. Блоке предельную обращенность к миру и к людям, их тревогам, болям и надеждам:
И вот в громах, как некий серафим,
Откуда-то из древних утр туманных —
Как нас любил, слепых и безымянных,
За синий плащ, за вероломства — грех...
И как нежнее всех — ту, глубже всех
В ночь канувшую — на дела лихие!
И как не разлюбил тебя, Россия.
В цветаевских стихах действительно звучит голос А. Блока. Голос поэта сильнее смерти, он превозмогает небытие и остается живым и нетленным. Именно поэтому в этих стихах возникают все главные темы блоковского творчества: и Россия, и синий плащ, в который завернулась прекрасная незнакомка. Блоковская метель, блоковский снег и символы беспредельной стихии мироздания снова и снова возникают в цикле:
Снежный лебедь
Мне под ноги перья стелет.
Перья реют
И медленно никнут в снег.
А над равниной —
Вещая вьюга.
Дева, ужель не узнала друга?
Голос поэта выводит его за пределы человеческого мира. Поэтому А. Блок в стихах М. Цветаевой — олицетворение небесной сущности поэзии. Поэт — это ангел, низвергнутый в земную жизнь и терпящий всю муку этого низвержения и необходимости находиться в чуждом ему мире — «рваные ризы, крыло в крови»:
О поглядите — как
Веки ввалились темные!
О поглядите — как
Крылья его поломаны!
Одновременно судьба поэта накладывается на судьбу Иисуса Христа. Точка пересечения — смертные муки и грядущее воскресение. Поэт воскресает, «смертию смерть поправ», в своем поэтическом слове:
Мертвый лежит певец
И воскресенье празднует
Без зова, без слова, —
Как кровельщик падает с крыш.
А может быть снова
Пришел, — в колыбели лежишь?
Но мысль о грядущем воскресении соединяется с мыслью о непреложности смерти. В этом основа трагического звучания цикла.
Слово «поэт» для М. Цветаевой звучит всегда трагично, так как поэт не совпадает со своей эпохой — он «до всякого столетья», причастность к тайнам бытия, поэтические прозрения не спасают его от жестокости мира. А. Блок в стихах М. Цветаевой — олицетворение трагедии поэта.