Сочинения по произведениям Державина



Сочинения по творчеству Державина

  1. Истину царям с улыбкой говорить
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские и анакреонтические. Особое место занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. К лучшим из этого цикла принадлежит ода "Фелица"...смотреть целиком
  2. Гавриил Романович Державин — "отец русских поэтов"
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане "старины глубокой", и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин — младший современник Ломоносова, а с другой — тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина. Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство. Что ни говори, для восприятия, современного читателя эти стихи трудноваты: и обороты, и слова старинные, и от жанра оды мы успели отвыкнуть. Но мне кажется, что в них живет душа очень умного, ироничного человека — их автора. И еще я думаю, что...смотреть целиком
  3. Биографическая тема в произведениях Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    В отличие от своих предшественников, Державин твердо убежден в том, что автор и его личная жизнь могут быть предметом поэзии, и смело вводит эту тему в свое творчество. В стихотворении «Прогулка в Царском селе» перед читателем предстает молодой Державин, счастливый супруг, катающийся в «лодочке» со своей женой Екатериной Яковлевной Бастидон, которую он называет Пленирой. Несколькими годами позже в стихах «На смерть Катерины Яковлевны» безутешный вдовец горестно оплакивает ее внезапную кончину. Эту печаль не в силах рассеять и новая ж.енитьба на Дарье Александровне Дьяковой (Милене), о чем он говорит в стихотворении «Призывание и явление Плениры». В послании «К Анжелике Кауфман», известной немецкой...смотреть целиком
  4. Жизнь и творчество Г. Р. Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Гавриил Романович Державин — крупнейший русский поэт XVIII в. Родился в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Образование будущий поэт получил слабое, поскольку обучался у церковников, немецкого каторжника в частной школе, после поступил в Казанскую гимназию, которую не окончил. С 1762 г. Державин поступает на службу и служит в течение 10 лет солдатом в гвардейском Преображенском полку. Первое время он жил в казарме со «сдаточными» солдатами из крестьян и наравне с ними выполнял самую черную работу. Вместе с полком участвовал в перевороте, возведшем на престол Екатерину II. Служба была самым трудным периодом в жизни Державина. Находясь после смерти отца в крайне...смотреть целиком
  5. Изобразительное искусство в поэзии Державина
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    Гаврила Романович Державин - поэт 18 века. Верной характеристикой данного столетия служат слова Радищева, что оно было «безумно и мудро». В России шли в жизнь идеи, зародившиеся во Франции, возвышавшие человеческие личности, был рост национального подъема, промышленности, науки и просвещения. Поэзия Державина своей основной темой берет человека. В этом заключены ее новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Описания у Державина столь подробны и живописны, как голландские и фламандские художники 17 века, изображавшие на своих натюрмортах плоды, дичь и вино, играющее в хрустале. »…роскошь, прохлады, пиры, казалось, составляли цель и разгадку жизни. Со всеми своими...смотреть целиком
  6. Творчество Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются. Биография Державина — увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению достиг высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и вместе с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде....смотреть целиком
  7. Поэтическое творчество Державина (гражданские оды)
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Ода «Фелица» написана в конце XVIII в. Она отражает новый этап просветительства в России. Просветители видят теперь в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан. Поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. На первом месте среди них стоит законодательство, от которого, по мнению просветителей, прежде всего зависит судьба подданных. И державинская Фелица выступает как милостивая монархиня-законодательница: * Не дорожа твоим покоем, * Читаешь, пишешь пред налоем * И всем из твоего пера * Блаженство смертным проливаешь… Возникает вопрос,...смотреть целиком
  8. Отец русских поэтов
    Листов: 2Скачано за неделю: 7
    Ломоносов был предтечею Державина; а Державин — отец русских поэтов... В. Г. Белинский В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане “старины глубокой”, и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин — младший современник Ломоносова, а с другой — тот, кто оценил одним из первых талант юно^б Пушкина. Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство. Что ни говори, для восприятия современного читателя эти стихи трудноваты: и обороты, и слова старинные, и от жанра оды мы успели отвыкнуть. Но мне кажется,...смотреть целиком
  9. «Памятник» Пушкина
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    И Г. Р. ДЕРЖАВИНА - ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII века, один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво: раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых выделяют гражданские, поэтические, философские и анакреонтические. Гражданские оды Державина адресованы лицам, наделенным\" большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только...смотреть целиком
  10. Черты классицизма в поэзии Гавриила Романовича Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    В истории русской литературы восемнадцатого века Гаври­ил Романович Державин занимает особое место. Знаменитый критик девятнадцатого столетия Виссарион Гри­горьевич Белинский назвал стихи Державина поэтической лето­писью царствования Екатерины Великой. Посвятив ей оду «Фелица» (полное название — «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице»), он добился широкого признания не только в высших кругах общества, но и у будущих поколений читателей. Ода — один из жанров лирической поэзии, широко распространившийся в пору господства литературного направления под названием «классицизм». Термин «классицизм» произошел (от латинского слова classicus,...смотреть целиком
  11. Гаврила Державин и его школа в русской литературе
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Г.Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г.Р. Державин. Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с творчеством своих литературных наставников – Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Естественно в его первых литературных опытах явственно прослеживается их влияние. Но уже 1779 г. стал переломным в творчестве Державина. Его главная заслуга в том,...смотреть целиком
  12. ДЕРЖАВИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и бессмертии. И закончил путь монументальным восьмистишием, одой "На тленность". Он написал оду за два дня до кончины и подтвердил этим, что остался поэтом в мире до гробовой доски.Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на попытки склонить его к этому (вспомним безуспешное увещевание поэта А. В. Храбровицким, статс-секретарем Екатерины II). Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. "В правде черт",...смотреть целиком
  13. Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине в произведениях Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Д.И.Фонвизина
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Д. И. Фонвизину удалось показать действительность такой, какая она есть, но он не требовал коренных изменений социальных условий. Г. Р. Державин сумел постигнуть сложность, контрастность окружающего мира, но эти противоречия, как правило, не раскрывались им в социальном плане. А. Н. Радищев — первый писатель XVIII века, который вникнул в существо социальных противоречий. «Недоросль» Фонвизина — это первая социально-политическая комедия на русской сцене. Ведущий конфликт ее — борьба передовых дворян с невежественной реакционной массой. Фонвизин был настроен оппозиционно по отношению к екатерининскому...смотреть целиком
  14. Высшее мастерство поэта -Трибуна и Гражданина (1)
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Гаврила Романович Державин — великий русский поэт конца XVIII столетия, один из титанов могучего русского слова, сыгравший огромную роль в освобождении русской литературы от классицизма и формировании элементов будущего реалистического стиля. Место поэта в отечественной литературе очень точно определили В. Г. Белинский: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед». Историческая заслуга поэта — введение им в поэзию «обыкновенного поэтического слова». Державину стали узки рамки трех стилей, установленные Ломоносовым. Он снял их и, по словам...смотреть целиком
  15. Как я понимаю поэзию Гавриила Романовича Державина
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Ломоносов был предтечею Державина; а Державин — отец русских поэтов... В. Г. Белинский Среди моих сверстников не встретишь людей, которые зачитывались бы поэзией Гавриила Державина. Тем не менее каждый школьник знает о его особой роли в русской литературе. В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане "старины глубокой", и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин — младший современник Ломоносова, а с другой — тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина. Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное...смотреть целиком
  16. Державин о назначении поэта
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на попытки склонить его к этому (вспомним безуспешное увещевание поэта А. В. Храбровицким, статс-секретарем Екатерины II). Его стихи говорят о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Державин не мог стать ручным стихотворцем и из-за своего горячего нрава. "В правде черт", — говорил он сам о себе. Впрочем, он умел и властвовать собой. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить "истину... с улыбкой". Ведь без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего подобного сказать нельзя. А Державин...смотреть целиком
  17. Обличение пороков в одах Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Вместе с тем Державин еще во многом был связан с классицизмом, а в ряде случаев с его устаревшими традициями. Отсюда излишний рационализм, громоздкость некоторых его описаний, перегрузка слога мифологическими именами и др. Но общий курс Державина на сближение с действительностью был перспективным. В лице Державина, писал В. Г. Белинский, поэзия «сделала великий шаг вперед». Он усилил гражданско-обличительное начало в русской поэзии, направил литературу в русло реализма, дал образцы подлинно поэтического преображения жизни, обогатил поэзию народностью, придав ей чисто русский национальный колорит. Особое значение имела поэзия Державина для становления и развития таланта А. С. Пушкина. Плоды...смотреть целиком
  18. Гаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII века, последний представитель русского классицизма
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Столь же нелегкой оказалась дорога к поэтической славе. Писать стихи Державин начал еще в годы солдатской службы, но широкой читательской публике стал известен гораздо позже, после публикации в 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова» оды «Фелица». Автору ее было в это время сорок лет. Невзгоды закалили дух писателя, выработали в нем характер смелого, бескомпромиссного борца за правду и справедливость. Уже на склоне лет он писал о себе: Общественные взгляды поэта не отличались радикализмом. Он считал вполне нормальным самодержавие и крепостное право, но требовал от каждого лица, облеченного властью, в том числе и монарха, честного и бескорыстного выполнения своих гражданских...смотреть целиком
  19. Метафоры и олицетворения в одах Ломоносова
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    От грозного бодрится звуку Напряженность, патетический тон повествования усиливается риторическими вопросами, восклицаниями автора, обращенными то к русскому воинству, то к его неприятелю. Есть в оде и обращение к историческому прошлому России. Над русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами; Петр – над турками под Азовом, Грозный – над татарами под Казанью. Такого рода исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра. «Ода на взятие Хотина» – важный рубеж в истории русской литературы. Она не только по содержанию, но и по форме принадлежит новой...смотреть целиком
  20. Смерть и бессмертие в поэзии Г. Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Тема смерти неотступно сопровождает поэзию Державина с его первых известных нам одических творений. В старости, на покое, живописуя званские красоты и застольные “натюрморты”, увенчанные голубым щучьим пером, поэт словно бы опять видит: “Где стол был яств, там гроб стоит” — и горько пророчествует: “Разрушится сей дом, засохнет бор и сад...” В самые разные годы, в самых разных стихотворениях у поэта, умеющего так ярко воспевать радость жизни, то почти резонерски, то лирически-страстно, прорывается извечное “помни о смерти”. “На свете жить нам время срочно...” — замечает он “первому соседу”. Радуясь выздоровлению мецената И....смотреть целиком
  21. Кто такой поэт в понимании Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и бессмертии. И закончил путь монументальным восьмистишием, одой «На тленность». Он написал оду за два дня до кончины и подтвердил этим, что остался поэтом в мире до гробовой доски. Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на попытки склонить его к этому (вспомним безуспешное увещевание поэта А. В. Храбровицким, статс-секретарем Екатерины II), Державин не мог стать ручным стихотворцем хотя бы из-за своего горячего нрава. «В правде черт», — говорил он сам о себе. Характер...смотреть целиком
  22. Г.Р. Державин и его школа в русской литературе
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Г.Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г.Р. Державин. Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с творчеством своих литературных наставников – Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Естественно в его первых литературных опытах явственно прослеживается их влияние. Но уже 1779 г. стал переломным в творчестве Державина. Его главная заслуга в том,...смотреть целиком
  23. Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Александра Сергеевича Пушкина называют «началом наших начал», но его поэзия появилась не на пустом месте. А. С. Пушкин хорошо знал творчество величайших предшественников. Он относился к поэзии серьезно, считал ее тем родом деятельности, который существует не только для того, чтобы услаждать слух, но и сотрясать троны. Сравним два стихотворения: «Памятник» Г. Р. Державина и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А. С. Пушкина. Гаврила Романович Державин в своем стихотворении дает высокую оценку не просто поэзии как отвлеченному виду литературы, а своей поэзии, своему творчеству, отмечая ее большую гражданственную роль. ...смотреть целиком
  24. Победно патриотические оды Гавриила Державина
    Листов: 2Скачано за неделю: 5
    В творчестве Державина нашла замечательное выражение героика его времени. Подобно Ломоносову, Державин был пылким патриотом; патриотизм, по словам Белинского, был его « господствующим чувством». Державин стал свидетелем неслыханных дотоле успехов русского оружия: побед Румянцева во время первой турецкой войны при Лагре и Кагуле, морской победы при Чесме, взятия во время второй турецкой войны Суворовым, прославившим себя годом ранее победами при Фокшанах и Рымнике, крепости Измаил, побед Суворова в Польше, позднее - в Италии, небывалого в военной истории по героическому преодолению трудностей перехода русских войск под предводительством Суворова через Альпы. Героическая мощь,...смотреть целиком
  25. Гаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII века, последний представитель русского классицизма
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Державин прожил трудную жизнь, прежде чем достиг высоких чинов, благополучия и поэтической славы. Он родился в бедной дворянской семье. Рано лишился отца, служившего в низших офицерских чинах. Учился в казанской гимназии, но не закончил ее, так как был вызван в Петербург на военную службу. Начал ее солдатом Преображенского полка и только через десять лет получил офицерское звание. Столь же нелегкой оказалась дорога к поэтической славе. Писать стихи Державин начал еще в годы солдатской службы, но широкой читательской публике...смотреть целиком
  26. Человеческая личность в поэзии Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Державин выступил в литературе на закате классицизма и, чутко относясь к новым литературным веяниям, не мог остаться правоверным «классиком». Державина нельзя связывать с эпигонами классицизма начала XIX в. Показательно, что он высмеял в эпиграмме одну из поздних эпических поэм - «Сувороиду» И. Завалишина Сам он о А. В. Суворове писал совершенно иначе, стремясь запечатлеть реальный облик великого полководца. Однако связи с ломоносовским классицизмом у Державина были еще очень велики. Это выражалось и в характере большей части стихов Державина, и, что еще важнее, в свойственной его творчеству идеализации воспеваемых героев (Фелица - Екатерина II). Но вместе с тем в оды Державина...смотреть целиком
  27. Высшее мастерство поэта -Трибуна и Гражданина (2)
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Сочинение Державин Г.Р. - Разное * Онлайн Игра - Лига Героев. Фэнтези онлайн игра с развитой экономической и квестовой составляющим! www.fantasyland.ru * Wizards World - онлайн игра Фэнтези. Реальные соперники, штурмы, квесты. 1 млн игроков! ent.wiw1.ru * Туры на отдых. Туры в Бразилию, во Францию, Италию, Израиль, Таити, Чехия из Спб. www.kmp.ru ...смотреть целиком
  28. Библейские тексты и стихотворения Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Следует вспомнить, что «Псалтырь» была единственной книгой Ветхого завета, распространенной на Руси с давних пор. Ее наряду с Евангелиями и «Апостолом» чаще всего переписывали. По ней учились читать и писать; она была знакома каждому мало-мальски грамотному русскому человеку. В поэтическом наследии Г.Р.Державина много переводов и подражаний из «Псалтыря», отзвуки ее нередко встречаются в стихотворениях поэта. Многие из его переложений так или иначе связаны с конкретными биографическими и общественными событиями. До Державина в этом особом жанре преобладало сугубо морализаторское начало. И названия псалмических стихотворений ограничивались библейской нумерацией. А у Державина иногда и отсылка к соответствующему...смотреть целиком
  29. Значение Г. Р. Державина в русской поэзии
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Г. Р. Державин написал много стихотворений, ставших клас­сикой русской поэзии. Он подготовил тот переворот в литератур­ном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. С этой точки зрения творчество поэта есть его вечный памятник. Г. Р. Держа­вин дерзнул говорить царям истину, и это он ставит себе в глав­ную заслугу. Сейчас трудно оценить всю значимость державинской принципиальности, но, проникнув хотя бы в верхний слой представлений той эпохи, можно со всем основанием подтвер­дить гордость поэта.Державин воистину воздвиг себе памятник — «чудесный, вечный». Автор...смотреть целиком
  30. Анакреонтические стихи Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Оды Анакреона, действительные и приписываемые ему, переводили и «перелагали» почти все русские поэты XVIII в. Одно из последних изданий лирики Анакреона, где были представлены и греческий текст и переводы, было осуществлено в 1794 г. близким приятелем Державина - Н. А. Львовым. Видимо, не без влияния Львова и сам Державин в 1804 г. издал сборник под названием «Анакреонтические песни». В нем были представлены переводы и «подражания» одам Анакреона, такие, как «Богатство», «Купидон», «Кузнечик», «Хмель», «Венерин суд» и ряд других. Однако большую часть стихотворений, вошедших в книгу, представляли оригинальные произведения Державина,...смотреть целиком
  31. Темы частной жизни в поэзии Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    В начале XIX в. продолжается интенсивная литературная деятельность крупнейшего поэта XVIII в.- Г. Р. Державина. Оставив в 1803 г. государственную службу, автор «Фелицы» до самой своей смерти много писал и печатался. В 1804 г. отдельным изданием вышли его «Анакреонтические песни». Большим литературным событием стал выход в 1808 г. «Собрания сочинений» Державина в пяти частях (пятая часть вышла в 1816 г.). Перед читателями, в сущности, впервые предстали с достаточной полнотой произведения самого крупного русского поэта того времени. Важно было и то обстоятельство, что в этом издании были устранены цензурные искажения, с которыми...смотреть целиком
  32. Как я понимаю поэзию Гавриила Державина
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Среди моих сверстников не встретишь людей, которые зачитывались бы поэзией Гавриила Державина. Тем не менее каждый школьник знает о его особой роли в русской литературе. В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане "старины глубокой", и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин — младший современник Ломоносова, а с другой — тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина. Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство. Что ни говори, для восприятия современного читателя эти стихи трудноваты: и обороты, и слова...смотреть целиком
  33. Творчество Г. Р. Державина мотивы образы ирония в лирике поэта
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    1. Продолжение традиций в творчестве Державина. 2. Новаторство поэта: человек в русской поэзии. 3. Природа Державина. 4. Проза поэта. 5. Державинская философия. 6. Игровое начало в поэзии Державина. Творчество Гавриила Романовича Державина неразрывно связано с историей и судьбой России. Его собственная судьба и трудовая карьера были насыщенными. Он был солдатом, секретарем императрицы, президентом коммерц- коллегии, вторым министром государственного казначейства и министром юстиции. Но неизменным и любимым де­лом для Державина стала поэзия. В раннем поэтическом творчестве Державина чувствовались русские традиции, он подражал Ломоносову,...смотреть целиком
  34. Тема смерти и бессмертия в поэзии Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Тема смерти неотступно сопровождает поэзию Державина с его первых известных нам одических творений. В старости, на покое, живописуя званские красоты и застольные «натюрморты», увенчанные голубым щучьим пером, поэт словно бы опять видит: «Где стол был яств, там гроб стоит» — и горько пророчествует: «Разрушится сей дом, засохнет бор и сад...» В самые разные годы, в самых разных стихотворениях у поэта, умеющего так ярко воспевать радость жизни, то почти резонерски, то лирически-страстно, прорывается извечное «помни о смерти». «На свете жить нам время срочно...» — замечает он «первому соседу». Радуясь выздоровлению мецената И. И. Шувалова, рисует Харона: На...смотреть целиком
  35. Темы частной жизни в поэзии Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Как пар возносятся высокий Он вержется, падет незапно И зарождают гром средь туч: Литературная позиция Державина была сложной и своеобразной. Председатель одного из «разрядов» «Беседы любителей русского слова», Державин не был, однако, правоверным архаистом. В письме И. И. Дмитриеву от 28 февраля 1804 г. Державин передает свой разговор с А. С. Шишковым, вызвавшим его «на похвалу своей критики, сделанной им на счет новых писателей». Под тем предлогом, что он, не будучи «грамматиком», не может судить «о всех тонкостях языка», Державин уклонился от прямой оценки взглядов Шишкова, однако назвал его рассуждения «слишком пристрастными». «Он...смотреть целиком
  36. О творчестве Г. Р. Держа­вина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Крупнейшим поэтом XVIII в. был Гавриил Романович Держа­вин (1743—1816). Творчество Державина развивалось в период, когда усилились народные волнения. Особенно мощным было крестьянское движение под руководством Емельяна Пугачева. В поэзии Державина соединились воспевание просвещенной монархии и критика некоторых ее сторон, хотя по политическим взглядам поэт был сторонником просвещенной монархии и за­щитником крепостного права. Державин писал стихи, песни, оды. В оде «Фелица» доброде­тельная царица Екатерина II противопоставлена своим вельмо­жам, праздность и щегольство которых поэт осуждает. В этом про­изведении Г.Р. Державин, нарушая чистоту стилей, обязательную для...смотреть целиком
  37. Философские оды Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    К этой группе произведений Державина принадлежат оды «На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог». Своеобразие философских од состоит в том, что человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а в глубинных связях с вечными законами природы. Один из самых могущественных среди них, по мысли поэта,- закон уничтожения - смерть. Так рождается ода «На смерть князя Мещерского» (1779). Непосредственным поводом к ее написанию послужила кончина приятеля Державина, эпикурейца князя А. И. Мещерского, глубоко поразившая поэта своей неожиданностью. На биографической основе вырастает философская проблематика оды, вобравшая...смотреть целиком
  38. Природа в лирике Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Державин по-новому воспринимает действительность - как объективно существующую, постоянно изменяющуюся. Наиболее ярко этот взгляд на мир выражен в одах. В оде «Бог», ставшей знаменитой сразу же после публикации, Державин объясняет понятие «бог» не в строго библейском, а в деистическом духе. Державинский бог - это природа, Вселенная, отличающаяся бесконечностью пространства, беспрерывностью движения и времени. * О ты, пространством бесконечный, * Живый в движенье вещества, * Теченьем времени превечный (…) * Ты был, ты есть, ты будешь ввек! Жизнь бога-природы в соответствии с таким (в значительной...смотреть целиком
  39. Влияние псалмов на поэзию Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Следует вспомнить, что “Псалтырь” была единственной книгой Ветхого завета, распространенной на Руси с давних пор. Ее наряду с Евангелиями и “Апостолом” чаще всего переписывали. По ней учились читать и писать; она была знакома каждому мало-мальски грамотному русскому человеку. В поэтическом наследии Г. Р. Державина много переводов и подражаний из “Псалтыри”, отзвуки ее нередко встречаются в стихотворениях поэта. Многие из его переложений так или иначе связаны с конкретными биографическими и общественными событиями. До Державина в этом особом жанре преобладало сугубо морализаторское начало. И названия псалмических стихотворений ограничивались библейской нумерацией. А у...смотреть целиком
  40. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить» (по творчеству Г. Р. Державина) (1)
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Утром 28 июня 1762 г. в России произошел дворцовый переворот. К заговору офицеров-гвардейцев присоединились две молодые женщины: супруга императора и ее подруга княгиня Дашкова. Утром будущая императрица посетила Измайловские казармы, Семеновский полк, а у Казанского собора ее восторженно приветствовали конногвардейцы и мушкетеры Преображенского полка. — Долой Петра Третьего! — кричали преображенцы. — В датский поход идти не желаем! Молодая царица крикнула: — Снимайте мундиры прусские, носите русские! Преображенцы были в восторге: ведь русские мундиры — это мундиры, введенные Петром Первым! Послышались голоса: — Да здравствует...смотреть целиком
  41. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить» (по творчеству Г. Р. Державина)(2)
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    В жизни и творчестве замечательного русского поэта Гаврилы Романовича Державина, в его своеобразном, резко очерченном характере как в зеркале отразилась полная противоречий эпоха XVIII века. Державин — решительный и смелый, всегда прямой, независимый в суждениях, с развитым чувством собственного достоинства — часто вызывал сильное недовольство со стороны своих начальников. Пробыв несколько лет на гражданской службе, поэт был вынужден выйти в отставку. В эти нелегкие годы литературное дарование поэта достигло наивысшего расцвета. Его стихотворения, хотя и без имени автора, появлялись в журналах и стали обращать на себя внимание читателей. Но слава пришла к Державину только в 1783 году, после появления его знаменитой,...смотреть целиком
  42. Гаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII века
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские и анакреонтические. Особое место занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. К лучшим из этого цикла принадлежит ода «Фелица», посвященная Екатерине II. Сам образ Фелицы, мудрой и добродетельной киргизской царевны, взят Державиным из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II. «Фелица»...смотреть целиком
  43. Творчество Державина и его значение для русской литературы
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    «Для возлюбивших правду глаз Живописное начало широко представлено в поэзии Державина. Он великолепно передает цвет и форму изображаемых им явлений средствами поэтической речи. К Державину как нельзя лучше подходит выражение «художник слова». Он любит красочные эпитеты. Так, преодолевая условный, аллегорический язык классицистической поэзии, Державин вышел в своих стихах к реальному миру. Это было огромным завоеванием, открывавшим дорогу к реализму, но это не был еще сам реализм, поскольку речь еще шла лишь о перенесении в поэзию множества отдельных конкретных фактов. Дальнейшие успехи русской поэзии были связаны с мастерством художественного обобщения, с типизацией, которыми овладели другие поэты, в...смотреть целиком
  44. «Забавность» русского слога Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    «Забавность» русского слога Державина в том, что он сделал его «за­бавным», то есть веселым, простым, острым. Поэт «дерзнул... возгласить» не о подвигах, не о величии — о добродетелях, и к императрице отнестись как к обычному человеку, говорить о человеческих ее достоинствах. Поэто­му здесь употреблено слово дерзнул. Главное же, Державин видит свою за­слугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность, спра­ведливость, что мог В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. Последняя строфа стихотворения свидетельствует о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников. Исторической за­слугой Державина явилось введение им...смотреть целиком
  45. Гавриил Романович Державин — вы­дающийся деятель русской литературы
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Гавриил Романович Державин (1743-1816) — еще один вы­дающийся деятель русской литературы XVIII века. Его поэзия за­вершает классицистическую традицию и одновременно открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской «поэзии дейст­вительности». По словам Белинского, поэзия Державина «была первым шагом перехода от риторики к жизни». Известность к Державину пришла в 1783 году, когда он создал оду «Фелица», воспевающую Екатерину II. Хотя она написана с ус­тановкой на торжественную оду, но уже здесь явно заметно разру­шение этого жанра. Впоследствии сам автор определит этот жанр — «смешанная ода». Классицизм запрещал соединять...смотреть целиком
  46. Влияние псалмов на поэзию Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Следует вспомнить, что "Псалтырь" была единственной книгой Ветхого завета, распространенной на Руси с давних пор. Ее наряду с Евангелиями и "Апостолом" чаще всего переписывали. По ней учились читать и писать; она была знакома каждому мало-мальски грамотному русскому человеку. В поэтическом наследии Г. Р. Державина много переводов и подражаний из "Псалтыри", отзвуки ее нередко встречаются в стихотворениях поэта. Многие из его переложений так или иначе связаны с конкретными биографическими и общественными событиями. До Державина в этом особом жанре преобладало сугубо морализаторское начало....смотреть целиком
  47. Державин о назначении поэта
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на попытки склонить его к этому (вспомним безуспешное увещевание поэта А. В. Храбровицким, статс-секретарем Екатерины II). Его стихи говорят о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Державин не мог стать ручным стихотворцем и из-за своего горячего нрава. "В правде черт", — говорил он сам о себе. Впрочем, он умел и властвовать собой. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить "истину… с улыбкой". Ведь без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего подобного сказать нельзя. А Державин говорил...смотреть целиком
  48. Гражданская поэзия Г. Р. Державина
    Листов: 2Скачано за неделю: 1
    Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские и анакреонтические. Особое место занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. К лучшим из этого цикла принадлежит ода "Фелица" посвященная Екатерине II....смотреть целиком
  49. "Истину царям с улыбкой говорить"
    Листов: 2Скачано за неделю: 1
    Гаврила Романович Державин — один из крупных поэтов XVIII в., последний представитель русского классицизма в литературе. Его творчество абсолютно противоречиво. Выявляя потенциалы классицизма, Державин наряду с этим разбивал его, проторяя путь романтической и реалистической поэзии. Поэзия Державина, главным образом, представлена одами, среди них выделяются гражданские, победно-патриотические, философские и анакреонтические. Особое место занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. К лучшим из этого цикла относится ода "Фелица", посвященная Екатерине II. Сам образ...смотреть целиком
  50. Победно-патриотическая лирика Державина
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Сравнение голоса снегиря с флейтой не случайно: в XVIII в. флейта была одним из основных инструментов военного оркестра, и флейтист часто шел впереди воинской части. В победно-патриотических одах поэты не стремились обрисовать образ воспеваемого ими полководца. Традиционные уподобления «Марсу», «Орлу» стирали индивидуальный облик героя. В стихотворении «Снигирь» Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он пытался создать неповторимый облик своего покойного друга, излагая подробности его жизни. Державина не смущает соседство в его стихотворении слов «вождь», «богатырь» с такими словами, как «кляча», «солома», «сухарь». Он руководствовался не отвлеченными...смотреть целиком
  51. Державин о роли поэта и поэзии
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    В произведениях Державина сильно выражено лирическое начало. Сам Державин считал свою поэзию «говорящей живописью»: в его одах ча­сто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания историче­ских событий. До Державина оды сочинялись на торжественном офи­циальном языке, не очень понятном даже грамотным людям, то есть оды писались на предметы «высокие» и «высокими» писателями. Державин же сделал значительный шаг вперед в развитии русского литературного языка. О своей оде «Фелица» он писал: «Это такого рода сочинение, которого на нашем языке еще не было». В стихотворении «Памятник» Державин ут­верждает, что сила поэзии могущественнее даже законов природы, и свою заслугу,...смотреть целиком
  52. Новаторство Гавриила Державина в истории русской поэзии
    Листов: 2Скачано за неделю: 1
    В 1779 году читатели журнала «Санкт-Петербургский вестник» увидели в номере стихи неизвестного поэта. Стихи были напечатаны без подписи, назывались они "На смерть князя Мещерского", а начинались так: Глагол времен! Металла звон! Твой странный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет - и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет И дни мои, как злак, сечет… Теперь трудно даже представить, какое впечатление могли произвести эти строки в свое время. До того русские поэты только рассуждали...смотреть целиком