Вместе с тем Державин еще во многом был связан с классицизмом, а в ряде случаев с его устаревшими традициями. Отсюда излишний рационализм, громоздкость некоторых его описаний, перегрузка слога мифологическими именами и др. Но общий курс Державина на сближение с действительностью был перспективным.
В лице Державина, писал В. Г. Белинский, поэзия «сделала великий шаг вперед». Он усилил гражданско-обличительное начало в русской поэзии, направил литературу в русло реализма, дал образцы подлинно поэтического преображения жизни, обогатил поэзию народностью, придав ей чисто русский национальный колорит. Особое значение имела поэзия Державина для становления и развития таланта А. С. Пушкина.
Плоды среди корзин смеются…
С курильниц благовоньи льются,
И, в гроб сходя, благословил…
Державин вошел в историю русской литературы как певец земной красоты и величия человеческого разума.
Соединение «высокого» с «низким» характеризует не только слог Державина, но и структуру его поэтических изображений. А это означало движение от классицизма к реализму, чему способствовало и введение в лексику народных выражений. Стихи Державина буквально пестрят ими: «Все, братцы, в свете трын-трава», «С тобой я в чистых дураках», «пущать», «издевка», «ненароком», «туды», «позадь» и т. д.
Такая наглядность и красочность в описаниях поражала не только современников Державина, но и художников более поздней поры. Заметным новшеством Державина явилось его стремление показать окружающий мир не только в красках, но и звуках. Поэзию он считал «говорящей живописью» и старался опереться на акустические возможности стиха, вплоть до звукоподражания. Его зарисовки захватывают музыкальной экспрессией. В них можно услышать гул раскатистого грома, журчание источника, шум ветра, щебетание резвящихся в небе ласточек. Эти ощущения принимаются через метафоры и эпитеты, которые отличаются у Державина разнообразием, передают неисчерпаемость мира в его световых и звуковых проявлениях. «Слог у него,- писал Гоголь,- так крупен, как ни у кого из наших поэтов… это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина».
То льдом, то искрами, манят;
Шекснинска стерлядь золотая,
- писал Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Каймак и борщ уже стоят;
В графинах вина, пунш, блистая
Однако не только в многопредметности проявилось новаторство поэзии Державина. Ее замечательные свойства сказались в конкретности, жизненной наглядности описаний. Даже отвлеченные понятия нередко выступали в его лирике в осязаемых, видимых образах: «Идет седая чародейка (зима.), Косматым машет рукавом». Но особой выразительности достигал Державин в характеристике вещного мира, бытовых явлений и предметов своего времени:
Старик Державин нас заметил,
Победно-патриотические мотивы, защита гражданственности, обличение пороков, философское осмысление жизни природы и общества – ведущие темы лирики Державина. Однако ее действительный диапазон гораздо шире перечисленных направлений. В поэзии Державина отразился как бы весь XVIII в., с его достоинствами и недостатками, особенностями общественного и житейского быта. Державин отобразил пышные празднества именитых вельмож, жизнь сельских помещиков, картины русской природы, труд крестьян, привычки и занятия образованных людей, их увлечения, чувства. Державин ввел в «высокую» поэзию и то, что до него не считалось источником лирического вдохновения: предметы домашнего обихода, убранство комнат, вкусные блюда званых обедов, домашние забавы, игры. Он как бы низвел поэзию с ее риторических высот в сферу обыденной жизни, границы которой, в сущности, беспредельны.