Есенин
\"\"Истоки есенинского творчества, его тематика возникли из народной жизни, жизни самой природы - деревенской жизни. А народ, как и природа, не терпит мертвой формы.
И вера для него должна быть живая. Христианство не составляло исключения. Без каких-либо атеистических мыслей мужики рязанской и вологодской губерний называли Николая-Чудотворца Миколой-заступником, а святую Евдокию Евдохой-мокрозадой (из-за дождей).
Тем самым у Есенина было в крови живое, природное начало русской деревни.
Его поэзия пронизана идеей объединения христианства и мифологии. Его стихи оживляли казавшиеся мертвыми обряды, возвращая христианство к его истокам.
Возвращение христианства к породившим его истокам, то есть централизация живой жизни (природы) с вековой культурой или оживление культуры, возвращение ее к живым ийтокам, ее породившим, и есть основная есенинская тема раннего периода.
Пахнет вербой и смолою. Синь то дремлет, то вздыхает, У лесного аналоя Воробей псалтирь читает.
(Здесь христианство как бы живет в природе.)
Пляшет ветер по равнинам Рыжий ласковый осленок.
(Оживление сил природы - основная идея язычества [мифологии].)
Кто-то в солнечной сермяге На осленке рыжем едет.
Прядь волос нежней кудели, Но лицо его туманно. Никнут сосны, никнут ели И кричат ему: \"Осанна!\"
Основная идея есенинского творчества - идея цельного мира. Мира, построенного на всемирной гармонии и переплетении вековых устоев культуры (христианства, языческой Руси, природы вообще).
Как раз из слияния этих двух колоссальных основ и рождается философия есенинского творчества, т. е. идея храма всемирной гармонии.
Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы, С голубизны незримой кущи
o Струятся звездные псалмы.
Земля и небо у Есенина переплетены. Идея слитности в истоках и всемирной гармонии - центральная есенинская тема.
Для поэта природа - храм. Храм живой, но неподвижный, неизменный, неколебимый.
Единственной подвижной деталью этого храма является человек. Человек, ничем не связанный ни с одним из миров, не отягощенный никаким материальным и каноническим, устоявшимся (мертвым) грузом.
Еду на баркасе, Тычусь в берега...
Эта цитата ясно показывает движение человека (автора) в неподвижном мире: человек как бы проплывает между двух основ (\"тычусь в берега\"), не связанный ни с одной из них и в то же время тесно с ними соприкасающийся. Река здесь - символ жизни.
Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет.
Поскольку есенинская философия возвращает все основные духовные понятия к истокам (к природе), постольку в его поэтике их олицетворяют образы самой природы. В цитированном стихотворении, например, смерть во время плавания по реке времени олицетворяет \"черная глухарка\", зовущая в небытие \"тишину болот\".
Человек у Есенина - странник. Он идет по жизни, переходя, из одного храма в другой, из земного в небесный, соприкасаясь с обоими сразу.
oКого жалеть? Ведь каждый в мире странник...
Каждый! В том числе и сам поэт, который как бы рожден только для созерцания и приятия мира в его цельности. Отсюда такое удивительное заявление Есенина: \"Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть\". Странник (а у Есенина в этой роли выступают и Николай-Чудотворец, и сам Христос) в есенинской поэзии - человек всегда страдающий либо готовящийся к страданию. Он открыт к постижению этого истокового понятия.
И в революции Есенин видел прежде всего очищение новым, обновление, то есть возвращение к истокам, отбрасывание всего того, что переродилось в мертвую форму.
\"Люди должны научиться читать забытые ими знаки\", \"мы верим, что чудесное исцеление родит теперь в деревне еще более просветленное чувствование новой жизни\", \"звездная книга для творческих записей теперь открыта снова\" (\"Ключи Марии\").
Последние произведения поэта выражают, однако, крах есенинской философии. Жизнь изменилась: пока \"странник ходил\", она перевернула устои и уничтожила святыни есенинской веры. Не оставила она в прежнем состоянии и самого странника.
Хочет он того или нет, но жизнь распоряжается судьбой помимо воли поэта:
Смерть в потемках точит бритву. Вот уж плачет Магдалина. Помяни мою молитву, Тот, кто ходит по долинам.
Закинутые на самое дно мир и философия в есенинской поэзии рушатся (например, в \"Москве кабацкой\"), не находя в неподвижности почвы. В том и состоит трагедия Есенина, что поэт со своей идеей \"объединения в истоках ради всемирной гармонии\" оказался на гребне \"эпохи раскола\".



Похожие сочинения

  1. Деревня и город («живое» и «железное») в поэзии С. Есенина
    Я гражданин села... С. Есенин Сергея Александровича Есенина называют «крестьянским» поэтом. Сам себя он считал «последним поэтом деревни». Действительно, особой красотой и напевностью наполнены его стихи о сельском приволье, прелести родных просторов....смотреть целиком
  2. «Россия! Сердцу милый край!»
    (по лирике С. Есенина) «Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины основное в моем творчестве», — писал С. Есенин. Действительно, все его произведения проникнуты глубоким чувством к родной земле, сопричастностью ее трудной судьбе. «Рязанские...смотреть целиком
  3. Мир тебе — деревянный дом!" (По лирике С.А.Есенина.)
    "Низкий дом с голубыми ставнями" или "Изба-старуха"? А может, "покосившаяся избенка" и все остальное: "Нездоровое, хилое низкое... Водянистая, серая гладь"? Неужели совсем "отговорила роща золотая"? ...смотреть целиком
  4. Можно ли охарактеризовать поэзию С.А.Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?
    .. .Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. А. Толстой Стихи Есенина — искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво...смотреть целиком
  5. Тема родины в творчестве Сергея Есенина
    Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. С. Есенин “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины —основное в моем творчестве”, — писал поэт Сергей Александрович Есенин-. И действительно, слова...смотреть целиком
  6. Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии С. А. Есенина
    Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле, И тебя любил я только кстати, Заодно с другими на земле. С. Есенин Сергей Александрович Есенин — истинно русский поэт. Его родная стихия — народная поэзия, русская деревня, рязанские...смотреть целиком
  7. Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина «Песня души»
    Я о своем таланте. Много знаю. Стихи — не очень трудные дела. Но более всего : Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. С. Есенин Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал...смотреть целиком