Типичный пейзаж раннего Есенина словно подернут дымкой. Его трудно представить без «охлопьев синих рос». Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим и «красные крылья заката». Есенин вообще любит восходы и закаты за их перламутровую нежность, выходя на натуру, будто на рыбалку: либо на рассвете, либо ранним вечером. Вот характерный образец есенинской пейзажной живописи дореволюционного периода:

* Задремали звезды золотые,
* Улыбнулись сонные березки,
* Задрожало зеркало затона,
* Растрепали шелковые, косы.
* Брезжит свет на заводи речные
* Шелестят зеленые сережки,
* И румянит сетку небосклона.
* И горят серебряные росы.
* У плетня заросшая крапива
* Обрядилась ярким перламутром
* И, качаясь, шепчет шаловливо:
* «С добрым утром!»

Золото, но задремавшее; зеркальный блеск воды, но он смягчен утренней зыбкой рябью и ранью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким — серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы — золушки, простушки, чернавки…

Не всегда, разумеется, Есенин так тонок и акварелей. Порой он откровенно работает под лубок, и тогда глаза прямо-таки слепит «прялочное весельство», свойственное народной бытовой живописи:

* Ярче розовой рубахи
* Зори вешние горят.
* Позолоченные бляхи
* С бубенцами говорят.

Да и писал он, конечно, не одни лишь пейзажи, отражающие, как зеркальце, цвета и переливы неба и земли. Были у него и жанровые, сельские картинки, например, почти репортаж с воскресного деревенского базара; в сборнике «Радуница» (1916) стихи так и назывались — «Базар»:

* Балаганы, пни и колья,
* Карусельный пересвист.
* От вихлистого приволья
* Гнутся травы, мнется лист…

Однако в жанре Есенину словно бы не по себе: то ли чересчур тесно, то ли слишком просторно! Казалось бы, поэт захвачен азартом веселого лада деревенской торговой сутолоки. Но при этом зорко подмечает приметы ее непоэтичности: вместо деревьев, прорастающих листьями в глубину,— пни да колья! И травы — гнутся. И лист — мнется!.. Сравните есенинский «Базар» с широко известной «Ярмаркой» Бориса Кустодиева. И представить невозможно, что кустодиевские молодухи, ради праздничка в пух и прах разнаряженные, могут повести себя неблагообразно! А вот у Есенина они кричат («бабий крик, как поутру») и даже хрипят — «хрип торговок», и он заслоняется, загораживается от оскорбляющего его слух хрипа-крика песней:

* Не твоя ли шаль с каймою
* Зеленеет на ветру?
* Запевай, как Стенька Разин
* Утопил свою княжну.

Как и на картине Кустодиева, есенинский базар окрашен в три классических ярмарочных цвета: ал наряд, зеленая шаль, струганые дранки, т. е. красный, зеленый, желтый! Однако яркость трехцветья у Есенина как бы специально «запылена» вихлистым весельем (ох, и напылили, ах, да накопытили!) и поэтому воспринимается не столько праздничным, нарядным яркоцветьем, сколько бытовой, непреображенной, пестротой…

Очень четко проявлен в творчестве раннего Есенина и мифологический — языческий элемент. Поэт был твердо убежден, об этом свидетельствует его трактат «Ключи Марии», что христианство родилось на Руси как образ напоенных прозрениями древних славянских мистерий: «…Крещеный Восток абсолютно не бросил в нас… никакого зерна; он не оплодотворил нас, а только открыл лишь те двери, которые были заперты на замок тайного слова». «Тайным словом» Есенин считал образ.

Похожие сочинения

  1. Тема любви в лирике С.А.Есенина.
    Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Иногда кажется, что сказано уже все, однако, каждый находит новое, свое звучание, ведь любовь -интимное чувство и каждый любит по-своему, поэтому эта тема в искусстве вечна. В творчестве...смотреть целиком
  2. Какой чистый и какой русский поэт (О Сергее Есенине)
    Друг мой, друг мой! Я очень и очень болен... С. Есенин В статье "Интеллигенция и революция" А.Блок писал: "Великие художники русские погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке, ибо они...смотреть целиком
  3. Жизненная мелодия поэзии Сергея Есенина
    Есенин принимает жизнь с ее противоречиями, неустройствами, наконец – то успокоившись, «утихнув», и «душой бунтующей навеки присмирев» («Русь советская», 1924год). Так, например, в стихотворении «Видно, так заведено на веки …» (1925год), Есенин...смотреть целиком
  4. Родина в творчестве Есенина и Блока
    Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы совместно с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость...смотреть целиком
  5. Народно-песенная основа лирики С. Есенина
    М. Горький назвал С. Есенина великим национальным поэтом. «Какой чистый и какой русский поэт!» — так определил М. Горький самобытность С. Есенина. В лирике поэта нашли отражение образы родной природы, черты национального характера. В его стихах звучат...смотреть целиком
  6. Философичность есенинских произведений
    Любовь моя! Прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути, Что для меня неповторимо. С. Есенин Человек — это всего лишь песчинка в просторах мироздания, жизнь его — мгновение в сравнении с вечностью Вселенной. Вот почему издавна не только...смотреть целиком
  7. Мое понимание пейзажной лирики Есенина
    Мы все любим родную природу. Наверное, мы рождаемся с этим чувством, ведь человек — часть природы, а как можно не любить и не восхищаться тем, частью чего являешься ты сам? Мы можем часами любоваться красотой заходящего солнца, восхищаться необыкновенными...смотреть целиком