ХОД УРОКА
I. Организационный Этап
II. Актуализация Опорных Знаний
1. «микрофон»
♦ Что вам дорого в поэзии С. а. Есенина? Каким вы видите поэта в его стихотворениях?
2. Фронтальная проверка домашнего задания
(см. домашнее задание предыдущего урока, п. 1)
III. Постановка Цели И Задач Урока.
Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. Сергей Александрович Есенин — талантливейший поэт земли русской. Его творчество неотделимо от духовной жизни страны, её богатой национальными традициями песенной культуры. В чём же секрет столь огромной популярности этого автора? Он — в особом характере его природного таланта, с поразительной естественностью соединившего в себе высокую поэзию и живую действительность, фольклорно-песенное начало и глубокую индивидуальность. К С. а. Есенину в высшей степени применимо опре деление, которое дал в своё время И. Гёте о другом поэте: он «поэтичен во всём многообразии своей наполненной событиями жизни… он всегда жил в себе, обращая в поэтическое сознание всё, что касалось и затрагивало его. Всё становилось у него лирическим
Излиянием — его внешняя жизнь, своеобразие его сердца… его впечатления, которые производили на него многообразно переплетающиеся явления эпохи, выводы, которые извлекал он из них, юношеский пыл и задор…». К вершинам художественного мастерства С. а. Есенин поднялся из глубин народной жизни, что и определило весь характер его поэзии. Он был сыном своей земли — росии.
IV. Работа Над Темой Урока
1. вступительное слово учителя
— Одна из главнейших, определяющих черт поэзии С. а. Есенина — полное слияние с народной жизнью. родная земля дала ему большее — народный взгляд на жизнь, народную мудрость, те представления о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом столетиями.
С детства в его душу впитался обиход родного села, с песнями, поверьями, частушками, которые он слышал и которые были источником его творчества. Владел этим неоценимым богатством он свободно и непринуждённо. Сергей Есенин говорил и пел теми словами, которыми поёт народ. И его собственные стихи стали этой песней, песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя всё многообразие чувств и переживаний народа.
Для создания стихов С. а. Есенин брал поэтику народного песенного творчества, ту первозданную красоту народного взгляда на жизнь, который с такой полнотой выразился в песне. О песенном складе его стихов говорит название его первого стихотворного сборника «радуница». Связывают его с циклом весенних народных песен, которые так и назывались радовицкими или радоницкими весняками. Они показывают весеннюю озорную радость молодой пробуждающейся жизни.
Именно нежность, лиричность, задушевность, использование изобилия метафор, эпитетов, особых синтаксических конструкций является секретом песенной популярности поэта. Его стихи: «Клён ты мой опавший…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Русь», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери» — стали романсами, которые исполняются и по сей день.
(Звучит аудиозапись романса «Отговорила роща золотая…» на стихи С. А. Есенина.)
2. аналитическая беседа
♦ Какой образ возникает в начале стихотворения? Какие художественные приёмы использует автор?
### Каково настроение произведения?
### Каковы ключевые образы 2-й строфы?
### Как нарисованы в 3-й и 4-й строфах прошлое и настоящее?
### Почему именно «не жаль»?
### Какие образы помогают представить роль цвета в этом стихотворении?
### Каково внутреннее состояние лирического героя в последней строке?
3. работа над идейно-художественным содержанием стихотворения «не жалею, не зову, не плачу…»
1) Слово учителя
— По признанию самого автора, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «мёртвых душах». Возможно, гоголевское восклицание «О, моя юность! О, моя свежесть!» и сожаление по поводу «невозвратно мелькнувшего» детства и молодости послужило побудительным толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Н. В. Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца. Отрывок из романа «мёртвые души», безусловно, не был единственным источником стихотворения. традиционны сама тема прощания с юностью, и размышления о быстротекущем времени, и образы весны-молодости и осени-старости. В поэзии всех времён и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы.
Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
Аналитическая беседа
### Какие чувства вызвало это стихотворение?
### О чём это стихотворение? Определите его тему.
### О каком времени больше говорит поэт: о прошлом, настоящем или будущем?
### В какой эмоциональной тональности С. Есенин говорит о будущем? Всё это признаки какого жанра? (Элегии)
### Встречались ли мы с этим жанром при изучении литературы XIX в.?
### можете ли вы определить пафос стихотворения?
### В чём поэтическая идея стихотворения? (Философские раздумья о жизни и смерти, о тленности всего сущего)
4. работа над идейно-художественным содержанием
стихотворений из цикла «Персидские мотивы»
1) Слово учителя
— литературовед Н. м. Солнцева в книге «Сергей Есенин» писала: «Попытка обрести согласие с самим собой и с миром нашла творческое выражение в «Персидских мотивах». Стихи цикла написаны с осени 1924 по август 1925 г. Сам романтический сюжет о любви северянина и дикарки-южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова… Есенин создавал «Персидские мотивы», «тоску леча» и «душой своей опальной», сам пытался «забыть ненужную тоску» «прекраснейшей поэмой». Его стихи о любви к персиянке органично входят в контекст русской классической литературы и продолжают её традиции. Стихи писались на Кавказе, однако выбор поэта пал на страну Саади — Персию… Однако Персия в художественном воображении поэта — только временный покой. Одна из тем цикла — ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины… любовь к России сильней любви в персидском раю. Да и сам персидский рай — не более чем ещё один созданный поэтом миф: и любовь к Шаганэ без ответа, и в Персии поэт подмечает угрюмость и несчастье.
Персия — страна грёзы, и сердце поэта вновь обманулось».
Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися стихотворений из цикла «Персидские мотивы»: «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Никогда я не был на Босфоре…»
Исследовательская работа (в парах по вариантам)
Вариант 1. В цикле всего 15 стихотворений, расположение их не случайно, поскольку оно передаёт особый лирический сюжет — динамику, развитие чувств и настроений лирического героя. Перечитайте «Персидские мотивы», прослеживая движение чувств, состояний, настроений, стремлений лирического героя.
Вариант 2. Как вы думаете, можно ли говорить о наличии любовного сюжета в «Персидских мотивах»? Подтвердите своё мнение цитатами из стихотворений цикла. В цикле возлюбленная лирического героя названа разными именами. Как вы думаете, почему? Назовите эти имена.
5. Создание и решение проблемной ситуации (в группах)
Задание для 1-й группы. Как проявляются в есенинской любовной лирике сложность характера и психологического состояния лирического героя? Сопоставьте отдельные стихотворения двух
Известных поэтических циклов: «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы».
Задание для 2-й группы. Подготовьте интерпретацию стихотворения «мир таинственный, мир мой древний…». Какие сквозные образы и мотивы есенинской поэзии нашли отражение в этом стихотворении? Как вы прокомментируете финал стихотворения?
Задание для 3-й группы. На конкретных примерах попытайтесь подтвердить или опровергнуть распространённое мнение о преимущественно трагическом мироощущении есенинского лирического героя.
Задание для 4-й группы. Каково соотношение светлого, здорового, жизнеутверждающего и тёмного, болезненного, мрачного в лирике С. а. Есенина? Как изменяется это соотношение в поздней лирике поэта?
V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока
Обобщающее слово учителя
— Сергей Александрович Есенин был яркой личностью. По словам р. И. рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределённым словом «обаяние»… любой собеседник находил в Есенине что-то своё, привычное и любимое,— и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».О чём бы ни писал поэт: о родине, любви, природе, писал он искренне, с душой. Благодаря врождённому чувству гармонии, многие люди находили отраду в поэзии Есенина, наслаждаясь задушевными звуками его лиры!
VI. Домашнее Задание
Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:
• «Он весь дитя добра и света…» (а. а. Блок и его творчество);
• «тема любви в поэзии а. а. Блока и С. а. Есенина»;
• «моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (тема родины в поэзии С. а. Есенина);
• «В чём актуальность сатирических стихов В. В. Маяковского в наши дни?»;
• «мой любимый поэт Серебряного века»;
• «Поэзия марины Цветаевой — дневник её души»;
• «Поиски правды и смысла жизни» (по рассказам м. Горького и пьесе «На дне»).