Наше время — это время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Воспевая природу, русская литература всегда служила подлинным источником гуманизма. Стихи С. Есенина проникнуты любовью к природе и пониманием места человека в ней.

Любовь к родной природе у С. Есенина проявилась прежде всего в создании шедевров пейзажной лирики. Пристально вглядываясь в каждую подробность окружающего мира, поэт осознает весомость и значительность каждого момента жизни природы. Все здесь гармонично слито, проникнуто пристальной нежностью.


Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.


Источник этой любви — в детстве поэта, мир природы окружал его с самого рождения.


Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.


Это стихотворение напоминает народную песню-заклинание. В творчестве С. Есенина ощущается родство с народной мифологией, древнее, языческое отношение к природе. Практически в каждом стихотворении природа наделена живой душой и живет своей, глубоко своеобразной жизнью:


Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.


Поэт ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником. В природе он чувствует ту правду, которой нет и не может быть в человеческой жизни:


Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья,

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.


Поэтому у С. Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть, даже выше него:


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.


Контракт быстротечности человеческой жизни и бесконечности природы высказан в этих строчках печально, но и просветленно. Поэт не жалеет о конечности человеческой жизни, неизбежность смерти для него — непреложный закон жизни.

Но при этом С. Есенина глубоко трогают страдания животных. В стихах о животных мы видим тонкую ранимую душу человека, полного нежности и любви ко всему живому. Умение проникнуть в сокровенный мир другого существа — вот что свойственно этим стихам. Они вызывают сострадание и к корове, обреченной на убой, но которой «снится белая роща и травяные луга», к раненой лисице с «дремучим лицом», и, конечно, к собаке, хозяин которой утопил ее щенят.

Любовь к природе заставляет поэта воспринимать ее в разных масштабах: от закутка хлева, где «семерых ощенила сука» до панорамного видения живой и одухотворенной природы.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.


Одухотворенная природа воспринимает не только тоску одного человека, но и все катаклизмы истории. Так, в поэме «Русь» есенинские пейзажи принимают явно драматическую окраску: «Грянул гром, чаша неба расколота, тучи рваные кутают лес». В этом произведении нашли отражение конкретные события истории России — Первая мировая война, переживаемая поэтом как личная трагедия.

Следует отметить, что природа у С. Есенина — не только одна из главных тем, но и ключ к его поэтической образности. Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую связь природы с сущностью человека» («Облетает моя голова, куст волос золотистых вянет», «Увяданьем золота охваченный, я не буду больше молодым» и др.). Каждый поэтический образ определен жизнью, в нем проявляется диалог поэта с миром — природой, землей. В точности проникновенности образа — творческий дар и жизненная философия поэта.

Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.