Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы совместно с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств.
«Чувство Родины – основное в моём творчестве,» – говорил Есенин. Родина – это, прежде всего место, где мы родились и выросли. Природа в стихах Есенина – частица повседневного быта, и поэтому солнце сравнивается с тележным колесом, облака с коровами, поливающим поля своим молоком. И все эти образы образовываются из деревенского фольклора. Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии и раздолья. Мы видим бескрайние поля, избы, и всё это вызывает у нас чувство благоговения. И мы понимаем, что нет ничего дороже Родины. Есенин смотрит на мир одновременно светлый и унылый, потому что тот самый родной край по виду неброский и небогатый. Но всё-таки он близок сердцу поэта. И пусть родимый жилье низенький, и небеса похожи на дешёвенький ситец, и хлеба небогатые, но всё это поэт согревает своей горячей любовью. Мы знаем, что любовь к Родине – это основа патриотизма, нравственности и духовности. Для крестьянина нет красоты без труда. В труде выявляются сила и удаль. В стихотворении «Я иду долиной…» радостный труд проявляется в празднике. Любовь к Родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию. Также с образом Родины у Есенина сочетается образ матери. Мать для Есенина это образ воплощения нравственной чистоты. Революция для Есенина явилась, как осуществление вековой мечты народа о счастливой жизни: «Да здравствует революция на земле и на небесах». В стихотворении «Письмо матери», говоря о «золотой бревенчатой избе», Есенин утверждает необходимость для человека чувства Родины, связи с отчим домом. В стихотворении же «Неуютная жидкая лунность» Есенин отвергает отсталую Русь и заменяет бесконечными равнинами и усохшими вербами. Воспевая красоту новой «стальной Руси», Есенин остаётся верным к любви отчего края.
Влюблённость Есенина в красоту деревенской Руси разрешается мотивом духовного и физического слияния с нею, он хотел бы в ней «затеряться». Избыток счастья поэт испытывает, как самоуничтожение: «Я хотел бы затеряться в землях твоих стозвонных.» В стихотворении «Там, где вечно дремлет тайна», дух поэта уходит от земли, где он только «гость случайный», для того, чтобы смотреть вниз, всё на те же родные пашни и перелески. Революция оживила есенинскую поэзию, нарушила тишину «голубых полей и рощ». Поэту ещё не понятно, чем обернётся для Руси революция. Он одаривает Родину образами своих радостных предчувствий и ожиданий. Центром всего происходящего является Русь, в её крестьянском обличии: «Нет лучше, нет красивей твоих коровьих глаз».
Образ «Руси-метелицы» заполняет собою более того космос: «Над тучами, как корова, хвост задрала заря». Поэзия Есенина скорбно окрашивается, поэт грустит по гибнущей деревне, которая осознаётся им, как вечный источник духовности.
Любовь и красота для Блока – наивысшее проявление человеческого духа, они наполнены очистительной силой.
Красотой поэт измеряет реальность реальности. Самой дорогой темой для Блока была тема родной земли и неизменной любви к ней. Во всех стихах мы видим искренность слов о Руси. Тема родины в стихотворении «Россия» уходит как бы в будущее и перекликается с восприятием Родины Пушкиным и Некрасовым. Подлинная народность сближает исповедь Блока со «странной» лермонтовской любовью к отчизне. В стихах этих поэтов сходны более того ситуации. Выражается скорбная любовь: «Твои мне песни ветровые – как слёзы первые любви».