Есенин принимает жизнь с ее противоречиями, неустройствами, наконец –

то успокоившись, «утихнув», и «душой бунтующей навеки присмирев» («Русь

советская», 1924год). Так, например, в стихотворении «Видно, так заведено

на веки …» (1925год), Есенин говорит о своем душевном успокоении:

«Видно, так заведено на веки

К тридцати годам перебесясь,

Все сильней, пожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

И земля милей мне с каждым днем.

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнем …».

В стихотворениях С. Есенина, относящихся к последнему периоду его

Творчества уже нет той тоски, что рвала сердце на части, лирический герой

Тянется к жизни, к людям. С чувством долгожданного избавления расстается он

С «кабацким чадом», с былыми муками.

Но лирический герой позднего Есенина лишь внешне выглядит прохожим и

Праздным соглядатаем. Его сердце постоянно мучают вопросы, на которые он и

Не пытается дать ответы, принимая различные позиции и точки зрения. «Русь

Уходящая», «Русь бесприютная» и «Русь советская» равноправно предстают в

Поэзии Есенина и вопрос: «Куда несет нас рок событий»? – находит различные

Ответы в рамках различных произведений.

Принимая все новое в жизни, Есенин все же ощущает собственное

Отчуждение от этой жизни. В стихотворении «Русь советская» (1924год) он

Горько осознает:

« … Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец …»

Ощущение того, что жизнь идет мимо него, ощущение одиночества,

Ненужности, мучает и терзает Есенина на протяжении всей его недолгой жизни.

Также не дает покоя ему вопрос о роли и значении его творчества. С

Одной стороны, Есенин уверен в правильности избранного им пути. В начале

1920 –х годов он сам очень высоко оценивал значение своей поэзии, называя

Себя «суровым мастером» и «самым лучшим поэтом» России («Исповедь

Хулигана», 1920год), а также, позднее – «первокласнейшим поэтом … в

Столице» («Мой путь», 1925год). В своем стихотворении «Стансы» (1924год),

Есенин гордо заявляет:

« … Я вам не кенар!

Я поэт!

И не чета, каким – то там Демьянам.

Пускай бываю иногда я пьяным,

Зато в глазах моих

Прозрений дивный свет …».

С другой стороны, Есенин ощущает ненужность своей поэзии в стране, ее

Несоответствие действительности. В стихотворении «Русь советская», он с

Горечью осознает:

« … Моя поэзия здесь больше не нужна.

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен …»

Поэт винит себя за чуждость, бесполезность народу. С новыми критериями

Подходит он теперь к своему творчеству: «Стишок писнуть, пожалуй, всякий

Может …» («Стансы»). Такие стихи поэт с презрением отвергает, и выносит

Приговор своей поэзии и себе за то, что ничего не поняв «в развороченном

Бурей быте», замкнулся в своих собственных переживаниях. В стихотворении

«Мой путь» (1925год) Есенин с горечью заявляет:

« …На кой мне черт,

Что я поэт!..

И без меня в достатке дряни.

Пускай я сдохну,

Только …

Нет,

Не ставьте памятник в Рязани»!

Все эти душевные разлады, мучения, сомнения приводят С. Есенина к

Отчуждению его от жизни и от самого себя. Творчество Есенина связано,

Прежде всего, с отражением кризисного сознания современного человека. Оно

Отражает объективные духовные процессы, связанные с феноменом отчуждения и

Самоотчуждения личности, переживающей драму утраты корней, единства с

Природой, миром, людьми.

На протяжении всего творческого пути С. Есенина можно проследить

Творческий феномен самоотчуждения, двойничества. Поэт ощущает себя все

Более и более чужим самому себе, своей собственной сущности, воспринимает

Себя как кого – то другого, на которого он смотрит как бы со стороны. Так,

Например, в стихотворении «Проплясал, проплакал дождь весенний …»

Есенин тяжелее, чем кто – либо другой переживал в самом себе духовную

Болезнь самоотчуждения, осознание существования своего «двойника», поэтому

Его лирика столь трагически – исповедальная.

Кульминацией трагического накала душевных страстей поэта, наибольшего

Проявления его раздвоенности, отчуждения от самого себя является его поэма

«Черный человек», окончательно завершенная им в ноябре 1925 года, незадолгоДо гибели. Здесь уже не завуалировано, а очень отчетливо проявляется его

«черный двойник», который не давал ему покоя на протяжении многих лет. По

Мнению А. А. Волкова, есенинский Черный человек – это часть самого поэта,

Его двойник, которому он отдает самое дурное, уродливое, что есть в нем

О. Е. Воронова считает, что в центре поэмы оказывается трагический

Феномен «самоотчуждения», принимающий характер раздвоение личностного

Сознания. Есенин строит свое произведение, как исповедальный диалог,

Персонифицируя темные, болезненные стихии души лирического героя в образе

Его демонического двойника – «Черного человека», который терзает свою

Жертву, обвиняя ее во всех смертных грехах: лицемерии, расчетливости,

Распущенности.

Феномен двойничества, проявляющийся в персонификации тёмных сторон

Сознания Есенина, в поэме «Черный человек» выражен наиболее ярко,

Отчетливо. Ночной гость является лирическому герою не как бесплотный

Призрак его больного, раздвоенного сознания, а как вполне самостоятельный

Субъект. Лишь постепенно, финалу поэмы выясняется что это «двойник –

Самозванец», оптический подлог зеркального отражения.

Важно заметить, что выявлению природы духовного конфликта героя

Произведения со своим двойником способствует эффект «двойного узнавания». Лирический герой вначале с чувством внутреннего протеста узнаёт себя

В неком третьем – «прохвосте и забулдыге», в «авантюристе», о котором ведёт

Речь ночной визитёр. В финале, когда в разбившемся зеркале исчезнет

Дьявольское наваждение, произойдет еще одно – на этот раз действительно

Трагическое узнавание своего второго «Я» в облике исчезнувшего в зазеркалье

Недавнего оппонента. При свете утра станет очевидным, что навязчивый ночной

Гость не противник, пришедший из внешнего мира, а посланник неких

Демонических стихий из глубин его собственной души:

«…Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один…

И разбитое зеркало…»

Финал поэмы толкуется есениноведами по-разному. Одни видят в нем

«надежду на нравственное выздоровление героя», для других он

Символизирует «разбитую вдребезги жизнь». Всё же предельно суровый

Самоанализ знаменует отчаянную попытку преодоления своего трагического

Раздвоения и обретения цельности. Лирический герой поэмы не только

Переживает процесс трагического самоотчуждения, но и пытается противостоять

Ему.