Тема Родины была излюбленной темой писателей в разную эпоху и каждый из них видел в этой теме, что то свое родное и близкое. Но, чтобы поближе узнать о том, как тема родины была отражена в их произведениях рассмотрим ее на примере поэзии таких известных поэтов, как Есенин, Блок и Рубцов.Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов были властителями дум молодежи девятнадцатого века,так в поэзии Блока, Рубцова, Есенина влияла на формирование поколения нового, двадцатого столетия. Поэзия Есенина источник глубоких раздумий над многими социальнофилософским проблемам : история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ,народ и отдельная личность.

Первые публикации стихов молодого, неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом.Затем появляются сборники его стихотворений «Радуница» (1916 ) и «Голубень» ( 1918 ). Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир лирического героя, у которого место любимой заняла Родина. В русской поэзии, столь богатой шедеврами пейзажной лирики (Пушкин, Баратынский, Кольцов, Тютчев, Некрасов, Бунин, Блок ), появился новый певец, звонкий и чистый голос которого далеко разнесся над печалью полей.

О Русь малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Такой динамики картин природы, как у Есенина, нет в пейзажной лирике его предшественников и старших современников. У И. Бунина очень силен элемент созерцательности, сосредоточенной философской медитации ; у А. Блока в пейзажной поэзии несравненно больше движения.

Неутомимый интеллектуальный и нравственный поиск исторических и социальных мотивов обогащает поэзию Есенина. Поэта живо интересуют событии далекого прошлого, связанные со свободолюбивыми порывами, народными движениями. Так появляется баллада о соратнике Степанеа Разина Усе ( «Ус»,1914 ), поэма о новгородской вольнице ( «МарфаПосадница»,1913 1914 ).

Еще до революции возникает у Есенина ощущение разлада с жизнью ( « Устал я жить в родном краю...», « В том краю где желтая крапива...» и др. ).Однако в ту пору мотивы стихийного бунтарства нередко ассоциировались с воспеванием «ушкуйничества», бродячей вольности, странничества. Осознанное чувство подлинной свободы появляется у поэта со свершение Октябрьской революции. По словам поэта П.Орешина, С.Есенин принял Октябрь «с неописуемым восторгом». «Был всецело на стороне Октября», писал и Есенин.

Октябрьская революция дает поэту новые темы, раскрывает глубину и мощь не только лирической, и драматической основы таланта Есенина. Поэт создает в романтико утопическом ключе цикл поэм « Небесный барабанщик», «Инония», «Преображение» и др. Он прославляет «вселенское братство людей», новую веру новую правду, которую несет на своих знаменах пролетарская революция :

Небо как колокол,
Месяц язык,
Мать моя родина,
Я большевик.

Следуя традиции русской и мировой классической поэзии, Есенин с неслыханной смелостью разрабатывает богоборческие мотивы (ранее он нередко воспевал смиренных иноков, кроткую и богомольную Русь ).

Поэт выступает в роли ниспровергателя старой церкви, объявляет себя новым пророком. Но вместе с тем (таковы были реальные противоречия тогдашней действительности ) взгляды и чаяния обширной крестьянской массы воплощались Есениным в религиозной оболочке «Сельского часослова», поэм «Иорданская голубица», «Октоих». Однако церковнославянская лексика, библейский словарь, религиозные образы именно лишь «оболочка» чисто земных помыслов.

После революции интерес Есенина к переломным этапам русской истории (эпохе Петра ) и народноосвободительным движениям проявляется особенно обостренно.В отличие от ранних исторических произведений резко усиливается драматизм при воссоздании характеров выдающихся деятелей прошлого. Такова, например, стихотворная драма «Пугачев» (1921), в центре которой трагическая судьба предводителя крестьянско казачьего восстания. Потрясает глубина проникновения поэта в чисто человеческие переживания Пугачева, сложнейший сплав чувств этой сильной, порывистой и противоречивой личности.

После революции Есенин обращается все чаще к темам большого социально философского звучания.Только неподдельной болью поэта при виде крутой ломки старого крестьянского уклада нельзя объяснить особый интерес его к проблемам «деревня и революция», «деревня и город». Индивидуальным поэтическим отсветом озарена эта проблематика в поэме «Сорокоуст» (1920( ( «сорокоуст» сорокадневная молитва по умершим ).

Противоречивое развитие цивилизации отображено поэтом в образах паровоза и жеребенка. Тщетно бежит за чугунным поездом красногривый жеребенок :
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится ?
Не ужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница ?

Наступление железной, неодушевленной механической силы передано и строфах стихотворения «Мир таинственный, мир мой древний...»
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавил за шею деревню
Каменные руки шоссе.

Исповедальный характер поэзии Есенина, открытость его легкоранимой души обусловили особую доверительность интонации в поэме «Черный человек» (1923 1925), где автор ведет предельно искренний, мучительно трудный диалог со своим двойником. Нравственная борьба совести, борение темных и светлых начал, добра и зла, высокого и низкого вот что движет сюжет. Не лирическая, повествовательная интонация, сурово содержания, внешне спокойная, но внутренне напряженная, передает накал драматической схватки. Борьба и движение, преодоление темных наслоений души, того мира и того мифа, который олицетворяет Черный человек, основа и нерв поэмы.
Несмотря на решительный жест в финале, когда разъяренный поэт оружие слова меняет на рапирный выпад тростью, летящий «прямо к морде его, в переносицу», конфликт нельзя считать исчерпанным. Поэма эта, как и многие произведения с участием двойника, отличается «открытой» композицией : трость разбивает всего лишь зеркало.

На протяжении нескольких веков в России, стране по преимуществу крестьянской, проблема «власти земли» в все социально философском, этическом плане волновала не одно поколение писателей. Особенно остро она встала после отмены крепостного права, породила два направления в русской литературе. Одно сформировавшееся под влиянием идей и взглядов Л. Н.Толстого, «толстовское», с его духовной драмой, обусловленной углубленными нравственно психологическими исканиями ; другое под влияниями творчества Г. Успенского социально публицистическое.

На новом историческом рубеже, когда лицом к власти Русь уходящая и Русь Советская, С. Есенин в своих поисках истины был ближе к толстовской традиции. Отсюда стремление поэта постичь новый облик страны в сопоставлении с иной социальной культурой капиталистическим Западом и Америкой, углубление психологического анализа при раскрытии сложных и противоречивых человеческих натур.

Трудные проблемы встали перед поэтом гражданином : как развиваться современной цивилизации ; какова судьба России ; что в будущем ждет его Родину ? Есенину не приходилось решать вопрос о поисках своего места в новой России, но формирование нового мироощущение происходило непросто, порой драматически. Есенин всецело на стороне новой жизни Руси Советской, однако это не значило, что ему не жаль чего то дорогого и близкого в уходящей Руси. До конца дней своих считал он себя поэтом «золотой бревенчатой избы».

В отличие от Маяковского Есенин не был склонен к категорическим выводам Сомнения и колебания не оставили его, пока громада наблюдений не переплавлялась в ясное знание, а личный опыт не поверялся мнением народным. На этом пути к решению проблемы соотношения гуманизма и исторического прогресса, смысла истории большое значение имела длительная, почти двухлетняя поездка по Западной Европе и Америке.
Четырехмесячное пребывание в США, жизнь в Нью Йорке стали предметом развернутого анализа в очерке «Железный Миргород» (1923), страницах которого Есенин рассказал о технических достижениях американцев. Однако встреча с «железным Миргородом», где по словам позта, «в страшной моде Господин доллар», приводит Есенина к важному итоговому заключению : «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».

Именно за рубежом возникает у Есенина замысел «Черного человека». По словам жены поэта С. Толстой _ Есенин, после посещения нью йоркской биржи у Есенина сложилось такое впечатление : «Это люди, это пауки в банке, это какие то черные человеки».
По словам Есенина, после поездки по Европе и Америке он «влюбился в коммунистического строительство», ибо коммунизм это «знамя вольности и светлого труда» ( «письмо к женщине», 1924 ). В «Балладе о двадцати шести « ( 1924 ) Есенин развивает это образ, отмечает то, чем особенно ему общественная система :

Коммунизм
Знамя всех свобод.
Венчая эту мысль, возникает эпически монументальный, как бы отлитый в бронзе образ «коммуной вздыбленной Руси».

В самые интимные лирические стихи Есенина ограничено входят строки высокого гражданского содержания ( «письмо к женщине», «Несказанное, синее, нежное..»,»Неуютная жидкая лунность...» и др.). Новое, выстраданное мировосприятие с собой силой раскрытия в стихотворении «Неуютная жидкая лунность...» :

Мне теперь по душе иное... Я не знаю, что со мною...
И в чахоточном свете луны Может, в новую жизнь не гожусь,
Через каменное и стальное Но и все же хочу я стальною
Вижу мощь и родной стороны. Видеть бедную, нищую Русь.

Полевая Россия ! Довольно И, внимая моторному лаю
Волочиться сохой по полям ! В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз
Нищету твою видеть больно Ни за что я теперь не жалею
И березам и тополям. Слушать песню тележных колес.

Как поэт Есенин развивается стремительно. Но даже на этом фоне совершенно удивлен взлет его поэзии в заключительной период творчества в 1923 1925 гг.. «Русь уходящая», «Русь Советская», поэмы «Песнь о великом походе», «Анна Снегина», «Черный человек», незаконченная драма «Страна негодяев», «Персидские мотивы» такова далеко неполный перечень созданного им за это время.

«Анна Снегина» (1925) лиро эпическое произведение, поэма итогов. Есенин витает ее лучшей в своем творчестве. Сюжетно композиционную основу поэмы образуют две линии. Одна лирико романтическая, связанная с историей любви поэта к «девушке в белой накидке», завершается драматические : после революции Анна Снегина, дочь помещика, оказывается на чужбине, где ждет ее горький хлеб изгнания.

Другая линия драматическая, восходящая к дореволюционным временам, воссоздает историю мужицкого бунта, возглавленного бедным крестьянином Проном Оглобленным. У этой сюжетной линии широкое эпическое завершение. Социальное расслоение русского села, сцены борьбы между жителями богатой деревни Радово и нищими, обделенным землей и судьбой криушанами, тонко детализированные образы возницы, мельника, трусливого и никчемного мужичка Лабути все это постепенно перерастает в картину взбулгаченной революции крестьянской России. Интересен образ непокорного мужичка Прона Оглобина. Сосланный в Сибирь за убийство сельского старосты, Оглобин после революции становится крестьянским вожаком, он мечтает устроить на деревне коммуну.
Эпическим развитием сюжета поэмы обусловлено обращение поэта к образу Ленина. Есенина и ранее волновала эта великая тема советского искусства ( «Ленинн2 отрывок из поэмы «Гуляй поле», 1942 1925 ; стихотворение «Капитан земли», 1925 ). Воссоздавая облик вождя революции, поэт подчеркивает простоту и глубокую человечность («Застенчивый, простой и милый»), волю и решительность гения, сумевшего «потрясть шар земной». В «Анне Снегиной» ленинской образ возникает в сцене беседы поэта с крестьянами и поворачивается новой гранью :

« Скажи,
Кто такое Ленин ?»
Я тихо ответил :
«Он вы».
Эпос и лирика в поэме «Анна Снегина» органично слиты. И все таки имя героини вынесено в заглавие поэмы потому, что лирическая тема особенно близка поэту, складу его дарования. способу видения окружающего мира. Кольцевое обрамление тоже определяется лирической темой. Воспоминание о сильном юношеском увлечении в начале поэмы окрашено горечью : девушка ответила отказом. В финале те же строфы повторяются, но звучат уже совсем иначе :
Далекие милые были!.
Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.

Кольцевая композиция символизирует победу добрых начал. От «девушки в белой накидке» естествен переход к светлому миру сбывшихся надежд не только в личном, но и в большом социальном плане, а остается пронизанное теплотой весеннего сада ощущение светоносности земного бытия :
Я думаю :
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
Эти же настроения с поразительным художественным совершенством воплощены в цикле из пятнадцати стихотворений Персидские мотивы» (1924 1925 ) жемчужине есенинской лирик.

Надо заметить, что мировая поэзия любила обращаться к экзотической восточной тематике. «Западно Восточный диван» Гете, восточные стихи Пушкина, « Крымские сонеты» Мицкевича основные вехи на этом пути. Искания европейской философской мысли облекались в форму, навеянную поэтические шедеврами Хафиза, Фирдоуси, Саади, Хайяма.

Обращаясь к традиционным мотивам роскошной природы Востока, чувственных наслаждений, радостей жизни, Есенин осмысляет их по новому : он создает идеальное царство прекрасного, поэтический эдем, в котором молитву красоте, вечной женственности.
Свет вечерний шафранного края.
Тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, мой дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям.

Означает ли это погружение «в цветочные чащи», в мир, «нет ни тревог, ни потерь», бегство от действительности, трудной и сложной жизни, которой жила страна ? Может быть, изящно мелодические строки о нежности, розах, «лебяжьих руках», глазах, «полыхающих голубым огнем», слишком контрастировали со всех духом драматичней шей, мятежной лирике поэта ? Но голос поэта был полон тревоги «тогда, когда был край... болен». В период создания « Персидских мотивов» иные настроения наполняют лирику Есенина, о чем он и поведал в стихотворении «Несказанное, синее, нежное...» :
Несказанное, синее нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя поле безбрежное
Дышит запахом меда и роз.

«Причащение» к Востоку даровало поэту то, чего так ждала его измученная душа, вылеченная «синими цветами Тегерана», обретение чувства гармонии ( «Улеглась моя былая рана» ). Знаменательно, что именно врачующая символика синего цвета, ранее ассоциировавшегося с самым дорогим, что связывало поэта с Россией, дарована экзотическим растениям Востока.

Глубокое проникновение поэта в самый дух персидской поэзии обусловлено ее только высокой поэтической культурой, но и отзывчивость музы Есенина, ее чуткостью к общечеловеческим проблемам. Широко известны тесные творческие контакты Есенина с поэтами Грузии и Азербайджана.Он посещает Среднюю Азию, Украину. Вот почему так органично вплетаются в ладово мелодическую основу персидского цикла инонациональные начала. Музыкальность и напевность как родовые черты есенинской лирики обретают новые качества. Мелодический рисунок становиться как бы сродни бесконечной вполне восточного орнамента, изысканности коврового узора, трепетной воздушности.

В картинах родных мест, созданных Есениным в последние годы жизни, почти полностью главенствует печальный зимний пейзаж. В своем творчестве поэт как бы пребывает в двух временах. В Персии его мечты весна. а быть может, и лето, а на родине снежная пустыня, грустное мелколесье, мерзлые осины и застывшие березки. Какие только надрывные аккорды не извлекает поэт из этого белого безмолвия. В который раз обращается он к отчему дому, к любимому клену к синего окна :

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись над метелью белой ?
И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

Свое состояние, свои чувства лирический герой нередко отождествляет с каким либо видением холодного зимнего пейзажа. Картины зимней стужи и безлюдья как нельзя более подходят для обрамления его мыслей о сердце охладевшем, неспособном больше любить. Стихотворения «Какая ночь!..», « Не гляди на меня с упреком...», «Может, поздно, может, слишком рано...», «Кто я ? Что я ? Только лишь мечтатель...», « Клен ты мой опавший...», « Ты меня не любишь, не жалеешь...» и ряд других этого же времени могли бы составить единый цикл. Их объединяет не только тема разочарования в любви. Они связаны также единой тональностью, достигаемой метрической замедленностью схожестью лексики и звукозаписи. Существенно также проследить изменения, происходящие в выборе поэтом красок.

По совершенству формы, неожиданной красоте сравнений, музыкальности, безупречности вкуса лирические стихи Есенина, посвященные родине, отчему дому, рассказывающие о душевной печали, нисколько не уступают «Персидским мотивам». Отличаются же они прежде всего красками, колоритом, звучания слова. В стихах, которые мы условно назовем стихами о России, происходит некое высветление красок. Любимые цвета поэта : синий, голубой, сиреневый, реже желтый, от « медного» и до «лунного».

Синий цвет в сознании поэта, как мы многократно убеждались, ассоциируется обычно с душевной умиротворенностью, пусть грустной, а все же успокоительной. В синем, голубом Есенин ощущает ласку, отвлеченность мечты. Одно из стихотворений этого периода начинается так : «Несказанное, синее, нежное...». В другом есть такие стоки : « В синий вечер над прудом прослезиться конопляник...», « Синий май.Заревая теплынь», « Мир тебе, голубая прохлада», « Свежий месяц. Сине и сонь», « Широко синеет тихая речка», « Предрассветное. Синее. Раннее» вот лишь некоторые примеры использования синих тонов в есенинских образах, сравнениях, словосочетаниях. Цвет этот для поэта один из компонентов в создании успокоительного, умиротворяющего отношения к бремени страстей человеческих.

И вместе с тем лирика Есенина последних лет несет в себе мотивы, весьма далекие от успокоения.
Певец равенства и братства людей, Есенин поэт большой патриотической темы. Русь, Родина, отчий край неизменные мотивы его лирики. Это неизбывное сыновнее чувство пронизывает и цикл персидских стихотворений :
Как бы ни бал красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Лирика Есенина носила по преимуществу исповедальный, интимный характер. Однако ошибочно было бы на этом основании говорит об узости диапазона творчества поэта или камерном содержании есенинской поэзии. Лирика Есенина социально насыщена, ибо и самые интимные его стихотворения освещены светом высокого гуманистического идеала.