Флобер — писатель второй половины XIX ст., когда формальные аспекты литературы приобретали особое значение. Стремясь к совершенству стиля, к Красоте, Флобер, прежде всего, алкал Истину, которая в настоящем искусстве неотделима от совершенной формы. Еще в 1846 г. он утверждал, что «нет прекрасных мыслей без прекрасной формы, и наоборот… Невозможно отобрать в Идее форму, ведь Идея существует, лишь учитывая форму». Стремление к совершенству формы у Флобера — это не формализм, а старание создать гармоническое произведение, которое отобразит мир и заставит задуматься не только над его поверхностной сущностью, а и над скрытым, нижним естеством бытия.

В 1850 г. Флобер начал работать над новым романом «Госпожа Бовари». Провинциальные обычаи» («Madame Bovary. Moeurs de province»), с которого, собственно, и начинается его творческий путь, а также над так и не завершенным произведением «Лексиконом прописных истин» («Le Dictionnaire des idees rec Lies»), в котором писатель собрал вульгарные суждения, которые свидетельствовали о полнейшем невежестве современного ему буржуа — обывателя. Со временем Флобер использует эти «перлы» во многих своих произведениях. Вот некоторые из этих образцов мещанской «мудрости»: «Гольфстрим — это знаменитый город в Норвегии, недавно открытый»; «Газеты — без них нельзя обойтись, но нужно их ругать», «Дворянство — пренебрегать его и завидовать ему»; «Актрисы — погубят наших сыновей»; «Жандармы — опора общества»; «Дурак — каждый инакомыслящий».

Сказано в «Лексиконе» и об ордене Почетного легиона, который особенно ценился во времена Наполеона, но в эпоху Флобера обесценился: «Орден Почетного легиона — высмеивать, но добиваться. Получив его, говорить, что отнюдь этого не стремился». В финале романа «Госпожа Бовари» никчемный интриган и невежда, аптекарь Оме получает орден Почетного легиона. Автор ставит на этом точку, считая, что читатель сможет самостоятельно прокомментировать этот сюжетный ход, ведь факты представлены в ироническом контексте.

Роман «Госпожа Бовари» стал новым словом во французском и европейском искусстве. Это книга о будничной жизни, где сюжете «почти незаметен». Но вместе с тем это и одна из тех трагедий, которые постоянно случаются в повседневной жизни. Роман имеет многозначный подзаголовок — «провинциальные обычаи». Это весьма существенно в концепции мира Флобера. Писатель будто перефразирует слова историка Ж. Мишле: «Нет провинций — есть лишь Франция». Для Флобера сама Франция середины XIX ст. стала провинцией. В романе, начатом вскоре после смерти Бальзака, в 1851 г., Флобер развивает бальзаковские принципы: история главной героини, именем которой названо произведение, дает возможность увидеть зависимость ее характера от взглядов и обычаев среды, а также и сама среда, которая играет в романе не менее важную роль. То, что это роман об обычаях, подтверждает и композиция: писатель начинает с рассказа о Шарле Бовари, а заканчивает рассказом об аптекаре Оме.



Эмма появляется только во второй главе, а после описания ее смерти автор подает еще три главы, в которых изображает лицемерие клира, примитивизм церковных обрядов, самодовольную ограниченность и карьеризм аптекаря Оме. Шарль, никчемный в своей зависимости от внешних форм жизни, усвоенных от Эммы, после ее смерти возвышается над всеми другими благодаря своему умению искренне любить и глубоко страдать.


Задача Флобера была чрезвычайно сложной — он стремился «передать вульгарность точно и вместе с тем просто». Для этого писатель изменял упроченный тип композиции романа. Особенно важную роль в «Госпожа Бовари» отыгрывала экспозиция — 260 страниц, изложение основного действия занимало лишь 120—160 страниц, а заключительную часть, в которой описываются смерть Эммы, ее похороны и скорбь мужа, Флобер ограничил 60 страницами. Таким образом, «описательная» часть занимала приблизительно 320 страниц — вдвое больше, чем изображение событий. Это было обусловлено старанием создать, по возможности, более тесную связь причин и следствий в поступках персонажей — вспомним увлечение автора фатализмом.

В экспозиционную часть романа входит изображение условий воспитания Шарля и Эммы. В образе Шарля подчеркиваются душевная инертность и тупость восприятия. Вместе с тем воспитание Эммы является намного более сложным, в него входит и монастырь, и период сразу же после бракосочетания, когда она посещает балл в замке. Здесь автор начерчивает все то, что со временем обязательно проявится в поступках и характере героини. Особую роль Флобер отводил монастырскому воспитанию, в котором видел главный источник распущенности Эммы. Неестественная изоляция от реальной жизни развила в этой здоровой от природы сельской девушке мистическую томность, романтическую меланхолию и экзальтированность. Восприятие реальности ограничивалось чтением книг, где «только то и было, что любовь, любовники, возлюбленные, девушки, которые теряют сознание в нелюдимых беседках, утомившись отбиваться от настойчивых домогательств». Оторванность этой лектуры от реальной жизни, неестественность чувств и ситуаций автор часто подчеркивал. Но его героиня не замечала неестественности, иронически подчеркнутой авторским стилем.

Этот набор фальшивых прикрас и бессмысленное объединение несовместимого, что возникло в сознании Эммы, привели к противоестественному восприятию реального страдания — смерти матери: отчаяние первых дней быстро прошло, и «Эмма в глубине души была очень удовлетворена тем, что сразу поднялась к тому изысканному идеалу безрадостного существования, который навсегда остается недосягаемым идеалом для посредственных сердец». Вся жизнь Эммы превратилась в стремление отвечать внешней форме. Париж манил ее романами Е. Сю, аристократическим Булонским лесом, описаниями дорогой мебели, зеркал, бархата и кружев на модной одежде. «Остальные же, — пишет Флобер, — как-то терялись, не имели точного места и будто вообще не существовали». И продолжает: «В своих желаниях Эмма смешивала чувствительную утеху роскошества с сердечной радостью, деликатность манер с утонченностью души». Стремясь к любви, о которой читала в романах, она радуется тем, что у нее есть любовник, не замечая разницы в понятиях «любить» и «иметь любовника». Ей кажется, что и любовь возникла бы сама по себе, если бы она могла «выйти на балкон швейцарского домика или запрятать свою грусть в шотландском коттедже, найти там приют вместе с мужчиной, и чтобы на нем были черный бархатный фрак с длинными полами, мягкие сапожки, островерхая шляпа и кружевные манжеты». Внешнюю форму ей удается отыскать: в Родольфа были и мягкие сапожки, и бархатный фрак, но он с самого начала смотрел на Эмму как на временную игрушку и с первого свидания думал о том, как от нее избавиться, когда надоест. Флобер показывает постепенную моральную деградацию своей героини, которой уже предлагают погасить долг, став любовницей кредитора.

Если в начале романа Флобер заставил Шарля прийти в восхищение «открытым, смелым и доверчивым взглядом» юной Эммы, то в финале «все ее жизнь превратилась в сплошное вранье. Вранье стало для нее потребностью, манией, наслаждением». Из ее любви — главной цели жизни — постепенно выветрились любые признаки духовности. Тем не менее, Флобер отнюдь не стремился срисовать морально выродившееся существо: его Эмма — единственный персонаж романа, который не может смириться с зашоренностью провинциализма, у нее единственной есть идеалы, которые не могут принести ей ни одной практической пользы. Но ее трагедия заключается в том, что банальной жизни она противопоставляет банальные идеалы, не понимая их вульгарности.

Похожие сочинения

  1. Трагедия героини романа Флобера «Госпожа Бовари»
    Роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» — первое произведение, отразившее миропонимание и принципы зрелого писателя. Перед нами раскрываются нравы буржуазного общества, предстают картины жизни провинциальных французских городов. От Тоста идо йонвиля мы...смотреть целиком
  2. Эмма Бовари
    ЭММА БОВАРИ — героиня романа Г. Флобера «Мадам Бовари» (1856). Реальный прототип — Дельфина Дела-мар, жена лекаря из города Ри близ Руана, умершая в возрасте 26 лет, отравившись мышьяком. Впрочем, сам писатель уверял, что «все действующие лица его книги...смотреть целиком
  3. Роман «Мадам Бовари» новое слово в европейском искусстве
    Флобер мечтал создать книгу «ни о чем», которая держалась бы в сознании людей только силой стиля, как наша планета держится в космосе силой гравитации, которую нельзя увидеть. Он мечтал создать что-то полностью противоположное массовой литературе, которая...смотреть целиком
  4. Провинциальные нравы
    Молодой лекарь Шарль Бовари впервые увидел Эмму Руо, когда его. вызвали на ферму ее отца, сломавшего ногу. На Эмме было синее шерстяное платье с тремя оборками. Волосы у нее каштановые, взгляд больших черных глаз прямой и открытый. Шарль к этому времени...смотреть целиком
  5. Характеристика особенностей композиции романа «Госпожа Бовари»
    В романе «Госпожа Бовари» (1851— 1856, опубл. 1857) Флобер задумал создать «книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, держится в воздухе, — книгу, которая...смотреть целиком