Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской
драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам
классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места
(дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои
делятся на положительных и отрицательных. Придерживаясь
рамок классицизма, Фонвизин создает сатирическую комедию,
в которой выводит узнаваемые современные типы и поднимает
злободневные социальные проблемы. Именно поэтому власти с большой
неохотой разрешали единичные постановки «Недоросля» Название
комедии несколько маскирует ее главный политический смысл. Можно
подумать, что пьеса посвящена, прежде всего, проблемам воспитания
молодежи. Действительно, о воспитании много говорится в комедии,
и имя ее героя, недоросля Митрофанушки, стало нарицательным
для обозначения молодого лентяя. Однако главным в пьесе
является обличение произвола помещиков - крепостников. Фонвизин,
прикрываясь темой воспитания, замахнулся на основы государственного
устройства. В уста Стародума автор вложил свои смелые
идеи о несправедливости существующего строя и необходимости
его изменения. Герои комедии сталкиваются прежде всего в идейном,
а не любовном конфликте. Интрига, связанная с борьбой за богатую
невесту, является второстепенной. Герои разделяются на два
лагеря по идейному принципу.
Простаковы и Скотинин - главные представители лагеря противников.
Простакова заправляет всем в доме и не представляет себе,
что власть ее над простыми людьми кто-то может ограничить. Никаких
моральных ограничений для Простаковой не существует. «Разве
я не властна и в своих людях?» - удивляется она, когда Правдин
запрещает без причины наказывать крепостных. Простакова постоянно
ругает верных слуг, грозит им наказанием, а порой, не выдержав,
сама набрасывается с кулаками. Ее любовь к сыну Митрофанушке
имеет другую крайность. Простакова не видит в своем ребенке многочисленных
недостатков, потакает ему во всем и готова пойти на
преступление ради Митрофанушки. Простаков только формально
считается хозяином в доме: всем заправляет его жена. Простаков
откровенно глуп и прямо заявляет супруге: «При твоих глазах мои
ничего не видят». Неудивительно, что их сын растет лентяем, обжорой,
трусом и грубияном. Он не уважает даже горячо любящую его
мать. « Не хочу учиться, а хочу жениться» - вот девиз Митрофана.
Вполне отвечает своей фамилии Скотинин. В его жизни есть только
один интерес - свиньи. Чтобы увеличить их поголовье, Скотинин
собирается жениться на Софье. Свиньи живут у Скотинина гораздо
лучше людей, а он хвастается своей способностью добывать средства:
«... всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян,
так и концы в воду».
Лагерь положительных героев возглавляют Стародум и Правдин.
Стародум выступает как рупор прогрессивных авторских идей,
а Правдин олицетворяет действующую справедливую власть. Стародум
проповедует истины эпохи Просвещения и старается следовать
им на практике. Он отказался служить при дворе, поскольку
там царит «себялюбие»: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся;
об одном настоящем часе суетятся». Когда Правдин заявляет,
что таких достойных людей, как Стародум, необходимо приглашать
ко двору, в ответ ему звучит крайне опасное высказывание: «Тщетно
звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам
заразится». Стародум честно заработал свой капитал в Сибири,
деньги не имеют над ним власти. Превыше всего Стародум ценит
честь, достоинство, благородство души: «Без нее просвещеннейшая
умница - жалкая тварь. Невежда без души - зверь». Последние его
слова как нельзя лучше характеризуют отрицательных героев комедии.
Правдин является представителем справедливой власти. В финале
пьесы он от имени правительства вершит суд: берет в опеку
имение Простаковых, делает предупреждение Скотину, отправляет
Митрофана на службу. Любовная интрига в пьесе условна и служит
для развития сюжета. Скотинин и Митрофан не могут считаться серьезными
соперниками достойного избранника Софьи - офицера
Милона. Преступная попытка Простаковой похитить Софью приводит
к развязке, в которой порок наказывается.
Нестареющим юмором пронизаны сцены обучения Митрофана.
Учителя подобрались под стать ему: семинарист Кутейкин, отставной
сержант Цыфиркин, немец Вральман, бывшей кучер Стародума.
Понятно, что при таких учителях и попустительстве матери Митрофан
может только насмешить своими знаниями: «Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит, еще не навешена: так та покамест существи-
тельна». Историю он изучает, слушая истории скотницы Хавроньи,
о географии не имеет понятия, на что Простакова заявляет: «Да извозчики-
то на что же? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская».
Смелая сатира Фонвизина далеко опередила свое время. Лишь
через 80 лет после ее создания отменили крепостное право. Но и сейчас
комедия сохраняет свой общечеловеческий смысл. По-прежнему
остаются важными проблемы, связанные с воспитание и образованием
молодежи. Ушла в прошлое монархия, но никуда не исчезло
властолюбие, заставляющее людей жертвовать лучшими качествами
ради достижения цели. Комедия Фонвизина остается живым напоминанием
через века о вечных человеческих ценностях.

Похожие сочинения

  1. Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»
    Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли...смотреть целиком
  2. Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»  Новое!
    «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя. Госпожа...смотреть целиком
  3. Жанровое своеобразие произведения «Недоросль»
    Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма,...смотреть целиком
  4. Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"  Новое!
    Недоросль справедливо сҹитается вершиной творҹества Д.И.Фонвизина. Эта пьеса первая социально-политиҹеская комедия на русской сцене. Основной конфликт в ней столкновение передовых дворян и консервативной ҹасти...смотреть целиком
  5. Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль»  Новое!
    Глубина обличения крепостного права даст Фонвизину возможность увидеть его растлевающее влияние и на крепостных. Убедительное свидетельство тому - образ Еремеевны она потеряла человеческое достоинство и настолько рабски предана своим господам, что забывает...смотреть целиком
  6. Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина
    Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль. Простакова. Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку),...смотреть целиком
  7. Семья Простаковых
    Проблема воспитания детей, наследия уготовленного стране, играло важную роль в обществе в старину и остаётся актуальна по сей день. Члены семьи Простаковых чужие друг другу люди. Они совсем не похожи на крепкую, любящую семью. Госпожа Простакова груба,...смотреть целиком